№46 (11527)
Пятница, 19 апреля 2019 года


Человек–музей: бывает и такое
Продолжается общенациональный скандал с Национальным историческим музеем (НИМ): похоже, главный исторический музей страны будет накануне и в День победы 9 Мая закрыт. И вообще скандальность, с НИМ связанная, прежде всего в том, что он «закрыт на ремонт» уже рекордно долго — несколько лет подряд. Зато хотя бы отчасти функции НИМ успешно выполняет... исторический музей во входящем в городскую черту Бишкека селе Чон–Арык!
    Директор исторического музея муниципального территориального управления Чон–Арык Ленинского района заслуженный деятель культуры и отличник образования, почетный ветеран республики и Бишкека Калбубу МЕНСЕИТОВА.
    Она самый активный участник и организатор множества исторических мероприятий последнего времени — торжественных юбилеев писателя Чингиза Айтматова, бессменного председателя Президиума Верховного Совета Кыргызстана 1945–1978 годов Турабая Кулатова, уроженки Прииссыккулья Героя Советского Союза Евдокии Пасько.
    И к приближающемуся Дню Бишкека в скромном Чон–Арыкском музее создана такая экспозиция, что главный бишкекский краевед Владимир Петров на днях оценил ее на “отлично”.

Открытие Айтматова
    Первоклассное музееведческо–литературоведческое открытие Менсеитовой: она недавно разыскала в архивах заявление молодого Чингиза Айтматова с просьбой зачислить его на Высшие литературные курсы с упоминанием о “недавно написанной” им пьесе “В те дни” о победе советской власти в Кыргызстане. Ни в одном собрании сочинений об этой пьесе ни слуху, ни духу. Надо искать в московских архивах Высших литературных курсов. Айтматовиана продолжается.
    У Менсеитовой в музее документы и материалы о том, как в 1953–м, после окончания Кыргызского сельскохозяйственного института (нынешний Кыргызский аграрный университет имени академика Константина Скрябина), юного Айтматова направили по распределению старшим зоотехником экспериментальной фермы Кыргызского научно–исследовательского института животноводства (КырНИИЖ) в тогдашнем еще не слившемся с Фрунзе–Бишкеком селе Чон–Арык.
    Настоящий чон–арыкский патриот Калбубу Менсеитова не устает повторять:
    — КырНИИЖ знаменит тем, что с 1932 года здесь велись работы по племенному разведению крупного рогатого скота, лошадей, домашней птицы. И новый старший зоотехник экспериментальной молочной фермы Чингиз Айтматов получил сюда распределение за свои успехи в учебе в сельхозинституте! — особо выделяет Калбубу–эже.
    По ее данным, Айтматова подключили к выведению нового типа молочного скота путем скрещивания коров с быком дзержинской породы по кличке Василек. Но не только. Дополнительно КирНИИЖ для улучшения племеноводства в 1955–м добился покупки в Дании быка–производителя. Чтобы доставить датское чудо в Кыргызстан, Айтматов отправился в командировку в Ленинград. Впервые побывал тогда в городе на Неве.
    Калбубу Менсеитова разыскала и много уникальных фотографий чон–арыкского периода айтматовской биографии, то есть 1953–1956 годов. Только один яркий пример — зоотехник Айтматов и ветфельдшер Протопопов на экспериментальной ферме Кыргызского НИИ животноводства (КырНИИЖ) в Чон– Арыке, оба деятеля сельскохозяйственного фронта — в белых халатах, Айтматов в шляпе — местная интеллигенция! Находка его фотографии тех лет — настоящее чудо, только истинным музейным энтузиастам типа Менсеитовой так могло посчастливиться.
    С большим интересом Калбубу Менсеитова отнеслась и к находке корреспондента “Вечернего Бишкека”. Удалось разыскать газету “Советская Киргизия” за 20 июля 1956 года, где особо выделен наивысший во Фрунзенской области “надой молока в среднем на одну фуражную корову” — на экспериментальной ферме КырНИИЖа Кызыл–Аскерского района, которую возглавляли директор Джунковский и зоотехник Айтматов.
    Строго документально Калбюбю Менсеитова выяснила и адрес служебного жилья Айтматова в доме на несколько семей.
    Есть версия, что этот дом построили чехи, словаки и венгры из знаменитого кооператива “Интергельпо”. Нынешний адрес: улица Береговая, 146. Всего в нескольких сотнях метров от менсеитовского музея.
    Менсеитова рассказывает посетителям музея, что сейчас на бывшей айтматовской половине живет пенсионер, инвалид–колясочница Мария Александровна Семенова. Тоже работала на экспериментальной ферме КырНИИЖа, была передовой дояркой.
    — Накануне 80–летия Айтматова я приглашала Чингиза Торекуловича в наш музей, он обещал приехать, встретиться с жителями, говорил, что помнит и любит чонарыкцев, но его кончина не позволила этому произойти, — переживает Калбубу Менсеитова.
    Энтузиастка сказала корреспондентам “ВБ”, что считает нецелесообразным устанавливать мемориальную доску на доме
    № 146 — “с шоссе никто не увидит, лучше памятный знак установить на основной трассе, сообщить, что именно здесь, в Чон–Арыке, Чингиз Айтматов начинался как писатель”.

Патриотка Чон–Арыка и всего Кыргызстана
    Еще в начале нулевых годов идея создания местного исторического музея возникла у чон–арыкских аксакалов — ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Однако идей может возникать сколько угодно, главное, как и КОМУ их осуществить.
    — И такие энтузиасты нашлись, — рассказывала больше пятнадцати лет назад вечеркинцам ветеран труда, старожил Чон–Арыка Лариса Гурина. — Прежде всего — отличник образования Кыргызстана Калбубу Менсеитова. Вряд ли найдется дом в Чон–Арыке и Орто–Сае, где она бы не побывала. Калбубу Сагындыковна не сидела сложа руки: проводила изыскания в различных музеях и архивах столицы, собирала по крупицам материалы в библиотеках. Параллельно она бросила клич среди спонсоров, и люди заинтересовались. Усилия активистки поддержало местное самоуправление. Нашли здание, кое– какую мебель, оборудование. Оформить помещение помогли мастера из объединения народных художественных промыслов “Кыял”.
    На торжественное открытие музея, как опять же рассказывалось в “ВБ”, в сентябре 2002–го прибыли руководители мэрии Бишкека, депутаты городского кенеша, представители общественности, бизнесмены и много еще кто. Ведь чон–арыкскому роду нет переводу!
    Главное в музее — стенды о жизни и деятельности чонарыкцев. Множество документов о здешнем колхозе, преобразованном затем в совхоз, и о главной территории свободной экономической зоны “Бишкек”, которая заняла территорию бывшего КирНИИЖа и пришедших ему на смену Всекыргызской сельхозвыставки и затем ВДНХ.
    Много и старинных вещей, от знаменитой кумысомешалки–бишкека до грозных старинных боевых копий.
    Нет в музее материалов только об одной знаменитой местной деятельнице — бессменной директрисе этого очага культуры Менсеитовой. Она напрасно так скромничает. Ее биография тоже по–своему замечательная.
    Родом она из отдаленного высокогорного Джумгальского района Нарынской области, там окончила среднюю школу, а в 1969–м — исторический факультет Кыргызского государственного университета, во время учебы в вузе нашла себе прекрасного мужа, Али, он был передовым рабочим на заводе имени Ленина, стал боевым милиционером, у них сейчас прекрасные взрослые дети.
    После вуза работала учителем в далеких Хайдаркане (Айдаркене) и Кызыл–Кие. В шахтерском городе Менсеитова в тамошней школе–интернате создала замечательный музей. Рассказывает, как ей, молодой учительнице истории, с удовольствием помогали собирать экспонаты ее ученики.
    Калбубу показывает газетную вырезку о том, как она вместе с ребятами ходила по домам кызылкийцев, интересовалась предметами старины: то, что осталось от бабушек и дедушек, или то, что люди находили в огородах. Кто–то с радостью отдавал древности, вклад других пионерам приходилось отрабатывать на тех же приусадебных участках. Кувшины, монеты, старые книги, женские украшения, вещи времен Великой Отечественной войны — почти 2 тысячи артефактов собрали в музее интерната. Школьники в музее изучали историю своей страны, узнавали больше, чем успевал дать учитель за время урока.
    С гордостью она перечисляет вехи своей биографии. Как участвовала в третьем съезде учителей Кыргызстана, как работала ответственным секретарем общества “Знание” в Аламудунском районе, как стала ведущим специалистом Аламудунского акимиата.
    Она рассказывала журналистам, как занималась обустройством этнических кыргызов, переселявшихся из охваченного военным конфликтом Таджикистана в Чуйскую область. Их селили в пригородных селах, где оставались бараки студентов с летних сельхозработ. Наступали холода, стояла задача расселить людей до морозов, обеспечить их всем необходимым, вплоть до постельного белья. Днем Менсеитова работала с переселенцами, ночами готовила отчеты и сообщения для акима, спала по три часа в сутки.
    Потом был новый фронт работ, Менсеитову попросили возглавить комиссию по увековечению памяти погибших защитников Родины при Бишкекском совете ветеранов войны. Так она пришла к воплощению идеи Чон–Арыкского музея, спасла для истории множество бесценных ветеранских материалов.
    Однако Калбубу–эже не согласна, что “слава и ее найдет”. Нет, она гордится тем, что благодаря ее Чон–Арыкскому музею слава нашла множество людей.
    — А моя задача — быть хранителем памяти. Мечтаю, чтобы такие музеи, как в Чон–Арыке, появились бы в каждом городе и селе Кыргызстана. От моей малой родины, Джумгальского района, до ставшими мне родными Хайдаркана и Кызыл–Кии, — говорит Калбубу Менсеитова.

  • авторитетно
        Главный бишкекский краевед, автор многих книг и статей по истории Джуля–Пишпека–Фрунзе–Бишкека Владимир Петров считает большим достижением Чон–Арыкского музея то, что он сохранил память о выдающихся людях этого населенного пункта на южной окраине столичного мегаполиса, о дружбе и взаимопомощи здешних кыргызов и русских.
        Как установил Петров, и на материалах менсеитовского музея тоже, кыргызы и русские, начавшие совместную жизнь в Чон–Арыке ближе к концу XIX века, были пришельцами. Сегодня их бы называли беженцами или мигрантами. Те и другие спасались от деспотии — ханской или царской — и в поисках места под солнцем, в чужих краях строили свой родной дом, передавая друг другу навыки, усвоенные от отцов и дедов.
        Для русских орошаемое земледелие было в диковинку, и они перенимали у кыргызов опыт в строительстве арыков и сипаев — азиатских дамб, изменяющих направление потока воды в горных реках. Здесь были головные оросительные сооружения реки Ала–Арча и отсюда начиналась водораспределительная система магистральных арыков Байтика и Чон–Арыка. По имени последнего арыка и поселок впоследствии получит новое название — Чон–Арык.
        Кыргызы на поливных пашнях получали хорошие урожаи зерновых, а посевная люцерна давала у них в сезон несколько укосов. Русские принесли с собой совершенные орудия обработки земли — железные плуг, борону, косилку, молотилку. И еще они были большими специалистами в садоводстве и особенно в пчеловодстве. Ведь недаром пчелы были изображены на первом гербе Пишпека.
        — Политики и подпевающие им историки разделяли народ на туземцев и колонистов, кулаков и бедняков, шовинистов и националистов, давали названия старшего и младшего брата, искали древние варяжские и енисейские корни... А они всю жизнь были односельчанами или соседями, — подчеркивает Владимир Петров.
        Короче, низкий поклон Калбубу Менсеитовой и ее музею за правду истории!

    Александр ТУЗОВ.
    Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.