№56 (11537)
Вторник, 14 мая 2019 года

стоп! снято!
Джейлан, Акын, Фархади
Факультет международных отношений КРСУ пригласил меня 16 мая принять участие в круглом столе “Новые тенденции в современном кинематографе Германии, Турции и Ирана”. Предстоящее событие всколыхнуло много приятных воспоминаний и ярких впечатлений.
    Думаю, подробнее остановиться на творчестве самого знаменитого сегодня в мире турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. И не только потому, что три недели назад с упоением смотрела его фильм “Дикая груша”. На Джейлана очень большое влияние оказали русская литература и кино: Чехов, Достоевский, Тарковский, Сокуров. Несколько праздничных майских выходных я посвятила повторным просмотрам его картин “Однажды в Анатолии”, “Зимняя спячка”, “Три обезьяны”, вновь изумившись свежести восприятия. Для Джейлана всегда важен внутренний мир героев.
    Например, ситуация в фильме “Дикая груша”. Юноша Синан мечтает быть писателем, но, будучи провинциалом из небогатой семьи, понимает, что издание первой книги не гарантирует того, что люди кинутся покупать ее, ведь общество информационно пресыщено. Так и случается. Часть тиража хранится у Синана дома, часть в книжном магазине, где за несколько лет книгой никто не так и не заинтересовался. Синан отслужил в армии. Кажется, спустился с небес на землю, чтобы жить без высокой мечты. Молодой человек решает навестить отца в деревне, помочь ему пасти овец. Представляете изумление Синана, когда он узнает, что единственным читателем его первой книги стал он! Отец не просто прочел ее, а приложил усилия, чтобы о книге узнали жители округи, написав заметку в местную газету. Отец с любовью цитирует отдельные страницы, скромно отмечая абзацы, которые сын посвятил ему.
    “Сами события для меня не являются мотивацией в создании фильма. Я стараюсь понять душу человека и его жизнь, о которой мы, наверное, знаем меньше, чем о жизни на Марсе”, — сказал как–то Джейлан в интервью журналу “Искусство кино”.
    Сегодня, 14 мая, в Каннах открывается 72–й МКФ. Нури Бильге Джейлан — многократный его лауреат. Я насчитала семь призов, включая Золотую пальмовую ветвь за “Зимнюю спячку” в 2014–м. Мировая премьера “Дикой груши” тоже состоялась в Каннах, хотя призов своему создателю фильм и не принес. В этой связи весьма символично, что факультет международных отношений КРСУ в момент проведения самого престижного кинофестиваля планеты решил организовать круглый стол о современном кино Турции, Ирана и Германии.
    Самый титулованный из ныне живущих иранских режиссеров Асгар Фархади также неоднократно получал призы в Каннах. Например, за “Коммивояжера” и “Прошлое”. При этом Фархади — неоднократный фаворит Берлинского фестиваля и единственный ныне здравствующий режиссер в мире, который дважды удостоился премии Американской киноакадемии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” за фильмы “Развод Надера и Симин” и “Коммивояжер”.
    Пожалуй, самый известный в Кыргызстане современный немецкий режиссер Фатих Акын имеет турецкие корни. В 2004–м после всемирного успеха фильма “Головой о стену” (немецкой картине вручили Золотого медведя Берлинского фестиваля) Фатих Акын получил признание среди германской киноэлиты. Кстати, лента “Головой о стену” была показана тогда в Бишкеке на кинофестивале “Кыргызстан — Франция — Германия”.
    Не могу не вспомнить и великий немецкий экспрессионизм в кинематографе Германии 20–х годов XX века и не назвать своих любимых немецких режиссеров второй половины 70–х — 80–х годов — Фассбиндера, Херцога, Вендерса, Шлендорфа.
    Многим бишкекчанам памятен визит знаменитого иранского режиссера Мохсена Махмальбафа, который был моим гостем в 2013–м. Мы вместе представили в Бишкеке не только его фильмы, но и фильмы его дочерей и супруги. Чингиз Айтматов написал теплый отзыв на картину “Любовь”, которую Махмальбаф снял в Таджикистане.
    Сегодня я поддерживаю деловые отношения с талантливым иранским режиссером Реза Миркарими, любезно разрешившим показать его замечательные фильмы “Куб сахара” и “Сегодня” на фестивалях в Бишкеке. Миркарими — директор самого крупного кинофестиваля на территории Ирана — “Фажр”, и я постоянно с ним на связи.
    ...В завершение не могу не вспомнить то, как Чингиз Айтматов и турецкая кинозвезда Тюркан Шорай вальсировали в фойе бишкекского Дома кино на премьерных показах турецкой картины “Красная косынка”, снятой по мотивам повести писателя “Тополек мой в красной косынке”.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.