Пятница, 31 мая 2019 года. №64 (11545) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Без права собственности

Малый парламент
Как с деревьями и мусором дела? Неужто как сажа бела?
Хроники рассерженного хомячка
А запретить весь этот гендер, туды его в качель!
Игра престолов по–министерски
Всем стоять, депутат выбирать будет!
Рейд "ВБ"
Замороженные
Расследование "ВБ"
За что бросили в СИЗО Ирину Цопову?
Особый случай
Бешеное давление усмирили
Права Пациентов
У больничного порога
Гибель на работе
Ему было только 37...
Прием ведет министр
Без права собственности
Наезд на «красные книги»
Эра милосердия
Запертый в собственном теле
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Территория детства
В садик за полцены
Каникулы — счастливая пора
Страховые страдания
Сильные духом
Сам себе режиссер
Безопаснеы роды
Мгновенная подсказка для акушеровПервое мобильное приложение “Безопасные роды” внедряется в нашей стране.
Непрошедшее прошлое
Наш кыргыз Пушкин
Горючая смесь
Бензин в «тени»
Работы прибавилось
Финансовая культура
Летний отдых с пользой для кошелька
Чтобы зря не тратиться
Громкое дело
Опасные неудачники
Неловко оброненное слово
Земляки, смерть несущие
После финиша
Голеодоры нашего футбола
Синема
Трагедия «Одинокой сосны»
На Олимпе
В Страну восходящего бокса
Отдыхай
куда пойти
Авто
Как часто нужно менять масло
Гниющая коллекция Ferrari
7 интересных фактов о Mercedes
По какой траектории можно повернуть направо?
Библиомания
Сибирская сага
Поиски и находки
Предсказание потомку царицы, крон–принцу науки

Метеосводка по Бишкеку
 на 31.07.2020
атмос. давление 690 мм
относит. влажность 45 проц.
радиационный фон 01.08.2020 мкР/час

 на 5.52
восход 20.23 заход +21...+23
ночью +25...+27 днем 1

Учетный курс валют
 на 31.07.2020
76,61
89,44
1,041
0,1696
9,50



Наезд на «красные книги»
Мэрия Бишкека заявила о начале второй фазы реконструкции и строительства столичных дорог на 60 улицах. В ее рамках предполагается ремонт и пробивка дорожной развязки по улице Туголбай Ата (бывшая Линейная). По плану трассы отремонтируют и продлят на 0,8 километра —от улиц Ибраимова до Торекула Айтматова. Все бы хорошо, но под снос попадает 17 зданий. Вот только компенсацию владельцам, имеющим на руках «красную книгу», городские власти давать не торопятся.Согласно рабочему документу муниципалитета, под снос подпадают 17 объектов: 1 автомойка, 6 домов, 5 гостиниц, 1 нежилое помещение, 1 заброшенный заводик, 3 гаражных кооператива. Некоторые объекты находятся в частной собственности. Среди оных — отель «Горы Азии», хрущевка с 60–ю квартирами и девятиэтажка! Плюс ко всему мэрии придется вырубить около 130 деревьев.

Миллионы на реконструкцию, столько же на компенсацию
    Конечно, у городских властей есть опыт расширения и продления бишкекских улиц. Так, с помощью моста улицу Токтоналиева продлили до Медерова, фактически соединив с улицей Каракульской — ради ее расширения власти хотели вырубить часть деревьев в Ботаническом саду. Но активисты–экологи встали на защиту, и проект затормозили.
    Что касается проекта “Развитие улично–дорожной сети города Бишкека”, то он реализуется за счет гранта правительства Китая. На первую фазу выделено 73 миллиона, на вторую — 42. На эти средства и начался ремонт 60 улиц.
    Вот только грант хотя и немал, но не подразумевает выплату компенсации бишкекчанам, чьи дома и объекты бизнеса попадают под снос. Следовательно, мэрии, согласно существующему законодательству, придется компенсации изыскивать из и без того дырявого городского бюджета. Вот только в нем подобные немалые расходы явно не предусмотрены. Ведь только примерная рыночная стоимость отеля “Горы Азии” составит в среднем 2 миллиона долларов США.
    Как выяснил корреспондент газеты “ВБ”, у предпринимателей и жителей частных домов на руках имеются так называемые красные книги — документ на землю, дающий владельцу участка незыблемое право собственности на него. И, как уверяют бизнесмены и жители, начал муниципалитет подкапываться под них явно с позиции силы. Ссылаясь на прокуратуру, заявил, что документы, к слову, выданные еще до второй революции, с 2004 по 2009 годы, незаконны и подпадают под изъятие. Неудивительно, что подобная постановка вопроса вызвала серьезный резонанс среди владельцев зданий, попавших под реконструкцию.
    — Все это началось в 2016 году. На тот момент я уже два года владел своим бизнесом — автомастерской. До меня по этому субъекту бизнеса было еще две сделки, — говорит корреспонденту “ВБ” предприниматель Владислав. — Затем был год относительной тишины. В 2018–м пришли представители мэрии, которые забрали копии всех правоустанавливающих документыов на землю, участки, постройки и дома. А 13 марта этого года приехала комиссия с чиновниками муниципалитета и с некой правозащитницей. Они прошлись вдоль дороги и заявили, что все здесь незаконно. Затем на нас обрушилась серьезная информационная атака, которую преподнесли как идею необходимости строительства дороги.
    По его словам, как выяснилось, данная дорога в Проект–детальной планировки города хоть и вошла, но в последний момент под номером 60. Вот только столичные власти к неожиданности собственников, которых они даже не удосужились оповестить о предстоящем нововведении письменно, начали именно с нее.
    — Практически у всех собственников участков, на которые нацелился муниципалитет, есть “красные” или “зеленые книги”. У многих бизнес ведется на протяжении 15–20 лет. Однако прокурор, который прибыл к нам на встречу, заявил, что о компенсации речи быть не может, а все документы они признают вне закона, изымут, а здания снесут. И это при том что по закону “красная книга” — документ незыблемый, то есть речь идет о нарушении всех наших законных прав. К тому же на документах стоят разные подписи, даты. То есть это был вовсе не один какой–то чиновник–коррупционер, как хотят представить сейчас. Выдача “зеленых книг” на длительную аренду и вовсе проходит коллегиально. То есть это не решение одного человека. Также не было при приобретении никаких ограничений в госактах и по строительству. Поэтому мы участки и купили, — возмущается Владислав.

Ненужная дорога?
    По мнению жителей Линейной и других незаинтересованных бишкекчан, в нынешнем проекте нет целесообразности. Согласно идее реконструкции, пробивка Линейной нужна, чтобы разгрузить Московскую, Боконбаева и 7 Апреля.
    — В советское время существовал, как мы узнали, план продления Линейной до Панфилова, с которой она должна была выйти на Логвиненко, а затем за Нацгоспиталем перейти в новую дорогу. Сейчас муниципалитет якобы планирует забирать часть территории у железнодорожного отдела “Кыргыз Почтасы” и вывести транспорт на Панфилова. Вот только эта улица тупиковая и в час пик всегда забита. Дальше она может быть продлена до моста проспекта Молодой Гвардии — Льва Толстого. Пробка в этом месте всегда огромная, медлительная и трудно объезжаема. То есть опять логики в развязке нет. В восточном же направлении весь сброс будет идти либо на вечно загруженную Абдрахманова, либо на улицу 7 Апреля возле “Мадины” — еще одно место скопления машин! Следовательно, дома снесут, дорогу сделают, а пробки увеличат еще больше, — опасается Владислав.
    Улица Туголбай Ата упирается непосредственно в девятиэтажку и “хрущевку”, построенные вовсе не в годы независимости, а во времена СССР, когда возведение любых зданий строго контролировалось, в том числе и по отдаленности от санитарно–защитной зоны железной дороги. А значит, указать на недобросовестных чиновников уже не получится.
    — Как поступить с людьми? По закону государство должно предложить им выгодную компенсацию. То есть учесть все нюансы — расположение в центре, количество квартир, их площадь и т.д. Средняя стоимость такой квартиры в этом районе — 30–35 тысяч долларов, или около 2 миллионов сомов. Есть ли такие деньги у мэрии для 60 квартир только одной здешней “хрущевки”? — задался вопросом в беседе с корреспондентом “ВБ” другой бизнесмен с улицы Линейной Дамир. — Ремонтировали в прошлом году улицу Льва Толстого, когда на ней работали виброкатки, у девятиэтажки лопнул первый этаж и пошла частично трещина на второй. Это все запротоколировано МЧС, Госэкотехинспекцией. Вот только бедные жители вынуждены были скинуться и сами сделать свой дом. Госорганы даже не сдвинулись с места, чтобы им помочь в этом. Хотя это их вина. О какой компенсации они ведут речь сейчас?
    Общественность волнует несколько вопросов. Почему рабочий проект по пробивке улицы Линейной не был выставлен на общественное обсуждение? Где документы, что проект прошел независимые экспертизы? Почему государство так разбрасывается бизнесом, приносящим в год от 250 тысяч сомов налоговых выплат, не считая социальных отчислений и рабочих мест?
    — В прошлом году, пытаясь сделать развязки на улице Торекула Айтматова, муниципалитет снес находящийся там гаражный кооператив. Спустя год идут судебные тяжбы, машины стоят на дороге, а развязки как не было, так и нет.
    — Чем не угодили мэрии гаражи, неизвестно, но и расчистку Линейной в управлении землеустройства мэрии начали вновь именно с них, а не с собственников–краснокнижников. В итоге люди вынуждены бросать свой транспорт у подъездов, а на месте кооператива зияют ямы.
    Муниципалитет активно дрессирует владельцев рассказами о будущей дороге. При этом утвержденных документов по ее пробивке и строительству в мэрии еще нет. Все лишь в рамках рабочих документов. Об этом стало известно корреспонденту “ВБ” из личных источников.
    Ранее глава управления земельных ресурсов мэрии города Бишкека Талант Иманакун уулу заявлял представителям СМИ, что с владельцами капитальных строений — многоэтажных домов, гостиниц, автомоек и завода — будет судиться другая структура мэрии. Также им неизвестно, на сколько затянутся процессы и будут ли решения в пользу муниципалитета. С теми же объектами, у которых есть “красные книги”, городские власти найдут компромиссное решение. Вот только собственников никто из мэрии об этом по сей день не уведомил официально.
    Редакция “Вечернего Бишкека” продолжит следить за ситуацией вокруг владельцев зданий, расположенных на злополучной улице, и будет добиваться соблюдения в этом деле конституционных прав защиты собственности.

  • экспертиза
        — Повсеместно снося по Бишкеку гаражи, мэрия не сделала за все время ни одной парковочной зоны. Те, что строятся возле и под торговыми центрами, созданы лишь для обслуживания их клиентов, а не населения. Ставить в них на ночь авто нельзя. Поэтому, если городу нужно снести что–то для нормального функционирования, пусть делает это по закону, — негодуя, сказал корреспонденту “ВБ” один из владельцев гаражей, бывший руководитель Государственного проектного и градостроительного института, архитектор Яков Мазманов. Он отметил, что гаражный кооператив обратился в суд с просьбой приостановить снос до момента, когда выйдет решение о сносе гостиниц и жилых домов, у которых есть “красные книги”.
        — Никто не знает, когда решат сносить гостиницы, и будет ли здесь дорога. Но мэрия сделала это самым что ни на есть варварским способом. Приехали, сдернули, раскидали вещи. Никакой описи, необходимой по закону, не было. На территорию подогнали тяжелую технику, и стали грузить гаражи на эвакуатор для дальнейшего вывоза на штрафстоянку. Чтобы зацепить конструкцию подъемником, рабочие сваркой проделывали отверстия в металлических стенах. Хотя в гаражах на тот момент хранились личные вещи владельцев и запчасти, а многие владельцы находились на работе, зная, что вынесено решение о приостановке демонтажа. Куда людям ставить автотранспорт на ночь, не препятствуя движению других авто, муниципалитет не волнует. Полсотни парковочных участков предусмотрены в детальной планировке, но ни одной не сделано до сих пор, только разрушают. В советское время гаражные кооперативы были выделены для того, чтобы убрать машины с детских площадок, с улиц и снизить криминальные случаи. Сейчас же, когда проблема с парковкой усугубилась в десятки раз, уничтожают последние, — подчеркивает Мазманов.
        Скептически архитектор отнесся и к возможности столь скорого завершения пробивки улицы Линейной — уже 2020 году.
        — На выплату компенсаций, изыскание средств, снос, строительство требуется время. Поэтому, сроки нереальны! Муниципалитету стоило бы сначала решить проблему с гостиницами, а потом трогать гаражи, находящихся не в начале, а в середине предполагаемой дороги. К тому же в советское время в законах было четко прописано, что люди, попадающие под снос, получали жилье, лучше, чем у них есть. Например, “трешку” вместо “двушки” в центре, а не где–нибудь на окраине города. Тем, кто не хотел обмена, компенсировали деньгами. Таким образом, власти снимали причины социального недовольства. Здесь же, наоборот, государство лишь накаляет ситуацию, — заявил Мазманов. Оперирует мэрия и к вопросу так называемой зоны отчуждения близ железнодорожных путей. Она, согласно текущему законодательству, должна составлять 100 метров при отсутствии шумозащитного ограждения и 50 при его наличии. Те же гаражи и часть зданий находились и находятся вне этой зоны. То есть закона не нарушают.
        Многочисленные владельцы гаражного кооператива уверены, что в скором времени пробивка дороги забуксует, а на месте бывшего гаражного кооператива вырастут очередные элитки. Слишком уж привлекательное место простаивает в центре города.

  • снести нельзя построить
        Как подчеркивает юрист Кайрат Осмоналиев, в Конституции четко зафиксировано, что собственность граждан незыблема и находится под охраной государства.
        — Изъять ее для общих благ можно только при условии справедливой компенсации. Для этого будет необходимо провести несколько оценок, выяснить, сколько было вложено в бизнес. Это цивилизованный способ решения столь важного вопроса, например, в Китае, где строительство дорог идет систематически. И владельцам недвижимости, которая подпадает под снос, государство предлагает компенсацию в два–три раза больше рыночной стоимости. Люди с удовольствием берут достойные деньги, развивают бизнес или уходят проживать в другое, более комфортное место. А все потому, что государство там не грабит собственников, — рассказывает корреспонденту “ВБ” Кайрат Осмоналиев.
        Проблемы со строительством объектов в столице Кыргызстана, по мнению юриста, связаны с ранее отсутствующей детальной планировкой.
        — При наличии плана даже теоретически, эти объекты не оказались бы в предполагаемой зоне прокладки дорог. К тому же ранее мэрия в лице “Бишкекглавархитектуры” выдавала, а затем согласовывала разрешения на различные спорные участки. Конечно, субъекты собственности по улице Линейной вызывают много вопросов, они небезупречны. Однако все сроки давности по этим участкам истекли. Максимальный срок для таких дел — десять лет. Ситуация патовая. Единственный способ ее разрешить — предоставить владельцам справедливую компенсацию, а затем спокойно, для общего блага, пробивать эти улицы. Запугивать прокуратурой и пытаться отнять документ, мягко говоря, нецивилизованно. Все необходимо делать исключительно в законодательных и конституционных рамках, — заявил Осмоналиев.
    Виктория ГУНГЕР.
    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    Версия для печати
    К содержанию номера
    На главную страницу
  • О нас
    Контакты
    Обратная связь
    Гороскоп
    Реклама

    Архив ВБ
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    Реклама
    Рейтинг
    Реклама
    Designed by: Axenov Vyacheslav
    Programmed by: Voevodin Ilya
    © 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”