Пятница, 7 июня 2019 года. №67 (11547) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Непрошедшее прошлое

Великое 220-летие
И все равно не зарастет народная тропа
Так пробуждается поэзия во мне
Две недели звучали стихи
Открытое правительство
Полезное партнерство
Хроники рассерженного хомячка
Полпред кабмина скорчил мину
Общественный бюст теледивы
Хлопай ресницами и взлетай
Высокое напряжение
Опять 25... частных энергокомпаний
Такой инвестор нам и нужен
Больше света!
Уроки жестокости
Похороны вместо каникул
Особый случай
Хирургическое братство во спасение ребенка
Акция
Памятники солдатам — наша гордость и символы Победы
Без угла
Обеды должны продолжаться
Вечный зов
Возвращенные из небытия
Уголовный резонанс
Опасная гуманизация
Эра милосердия
Вику прооперировали — опухоль доброкачественная!
Миссия — растопить равнодушие
Наши за границей
Жить можно везде, но Родина одна
Этномир
Каныкей теперь есть в Подмосковье
Непрошедшее прошлое
Cожженный учебник
Изничтожение интеллигенции
Торговый баланс
Опасный перекос в сторону контрафакта
Снова отложили
Эконом-класс
Время продавать хлам
Авто
Синтетика, полусинтетика или минералка?
Обслуживание аккумулятора
Что обязательно должно быть в машине
Поднебесная в объективе
Молоток уже не актуален
Закон для всех един
Поход на Бадалин по предварительной заявке
Посетителей миллионы
Лицензии на коммерческое использование 5G
Китай студенческий
Штрафной удар
Олимпийская тревога
Громкое дело
Заработать любой ценой
Ночь на пустыре
Физкульт-Ура
Пока живу — бегу, пока бегу — живу
Экстрим
Кочевье к братьям–славянам
Библиомания
Реальность или комедия?
Стих и Я
На Пушкина работают они
Отдыхай
куда пойти
Хронометраж
Ах, эта свадьба!
Звездный дождь

Метеосводка по Бишкеку
 на 05.08.2022
атмос. давление 692 мм
относит. влажность 41 проц.
радиационный фон 06.08.2022 мкР/час

 на 5.56
восход 20.18 заход +20...+22
ночью +28...+30 днем 1

Учетный курс валют
 на 05.08.2022
82,96
85,14
1,339
0,1175
9,00



Cожженный учебник
К 110–летию Тазабека САМАНЧИНА и Ташима БАЙДЖИЕВА

Во все времена жгли книги, считая их крамолой. Так делали везде: на христианском Западе и мусульманском Востоке. Самый большой костер из книг устроил Геббельс. Книга несла в себе страшную угрозу диктаторам. И на нашей кыргызской земле был такой костер:в конце 1949 года сожгли экземпляры школьного учебника. Назывался он “Биздин адабият” (“Наша литература”), для 8–го класса средней школы.
    Учебник “Биздин адабият” получил одобрение Министерства просвещения, и написан он был по инициативе партийного руководства республики. Готовили письмо в Москву, чтобы авторам, Саманчину и Байджиеву, дали звания профессоров. Но все изменилось в один миг — учебник запретили, авторов арестовали.
    Перед этим Саманчин и Байджиев хоронили своего коллегу — фольклориста Каюма Мифтахова (1892–1949), он повесился, когда началась охота на буржуазных националистов. По национальности был башкиром, всю жизнь посвятил кыргызскому фольклору, он начинал первые записи эпоса “Манас” у сказителя Сагымбая Орозбакова в начале 20–х годов.
    Ташим Байджиев (1909–1952) умер в Караганде, в трудовом лагере, где отбывал 10–летний срок в качестве заключенного. Выпускник русско–туземной школы в Караколе, затем Фрунзенского педтехникума, потом факультета русского языка и литературы Кыргызского пединститута. Заведующий сектором эпоса “Манас” в Кыргызском филиале Академии наук СССР. В 1944 году — фронт. Ранение.
    Байджиев после войны в соавторстве с Зияшем Бектеновым (1911–1994) пишет школьный учебник по литературе, где не было ничего враждебного, речь шла о том, что письменность у кыргызов была еще в VI–VIII веках (это орхоно–енисейские надписи, о которых сегодня знает весь мир). Там был раздел о фольклоре в дооктябрьский период со ссылкой на труды Валиханова, Радлова, Алмаши. Была информация о русской былине (Илья Муромец), о поэме Шота Руставели, о Низами и Навои.
    Все это — факты истории, ничего лишнего, ничего крамольного. Но именно это стало предметом ареста. Авторов отправили в Карагандинский лагерь, здесь они добывали уголь, здесь в 1952 году Ташим Байжиев скончался (ему было всего 42 года).
    А Зияш Бектенов (1911–1994) провел в лагере пять лет, потом семь лет фактически под домашним арестом, право читать лекции получил только в 1962 году. Такая вот расправа за историческую истину. Это была расправа не просто с самыми образованными, но и самыми уникальными кадрами нашей республики. Зияш Бектенов два года работал в Москве — в Центриздате, 4 года находился в Иране (Мешхеде) со спецзаданием. Ташим Байджиев был ярким образцом и лидером в сфере гуманитарных наук.
    Тазабека Саманчина также арестовали в 1950–м, отправили в Джезгазган, где заключенные добывали медную руду. Вернулся оттуда в 1954 году. Вина его была в том, что изучал творчество Молдо Кылыча и в 1948 году защитил в Москве кандидатскую диссертацию по этой теме.
    Он был первым в республике кандидатом филологических наук. Он первый у нас исследователь литературного наследия дореволюционного прошлого. Учился в аспирантуре в Москве — при Институте языков народов СССР. Выпускник педагогического института имени Ленина (город Москва). В 1943 году написал книгу “Очерки истории кыргызской литературы”, где был раздел об эпосе “Манас” и о творчестве акынов–заманистов (Калыгул, Арстанбек).
    Вместе с диссертацией о Молдо Кылыче это стало “маслом в огонь” партийной инквизиции. Получил срок в 10 лет.
    После возвращения работал старшим научным сотрудником в Научно–исследовательском институте педагогики. И примечательно вот что: в соавторстве с Бектурсуном Алымовым написал учебник для школ, который назывался “Биздин адабият” (“Наша литература”), он был предназначен для 8–го класса средней кыргызской школы. Да, именно так, он возродил тот сожженный учебник в дозволенном на тот момент содержании, то есть провел его через сито партийной цензуры. И этот учебник выдержал пять изданий — 1964, 1965, 1967, 1968, 1971 годов.

* * *

    Все начинается с 8–го класса, с этого года — становление личности, становление гражданина. Начинается накопление того, что мы называем интеллектуальным багажом. Очень важно, с чего начинается этот багаж: с истины или идеологии, с памятника истории или лозунга правящей партии, с истоков или c “притоков”.
    Один из таких древних истоков — фольклор (в переводе “знание народа”). У кочевников это существовало в устной форме, всадники книг не писали, они писали на камнях, обозначая места захоронения своих вождей. Эпос “Манас” стал для кыргызов устной энциклопедией, поэтому он так объемен и так значим. Но по ходу времени появилось и то, что в мире именуют литературой (от слова “литера”, что означает букву), то есть то, что осуществлялось в письменной форме.
    Первым (в профессиональном смысле) автором у нас был Молдо Кылыч, с него и начинается то, что именуют собственно профессиональной (письменной) поэзией. Писал стихи на арабской графике. В справочнике по кыргызской литературе (2014 год) его имени нет. Это учебное пособие для школ и студентов. Это уже третье десятилетие суверенного периода, вроде бы пора избавиться от штампов. Суть же в том, что многие пособия такого рода просто переписывают с прежних пособий.
    В советский период Молдо Кылыч был в числе “врагов народа”. Вот цитата из доклада на партийном съезде Киргизии в сентябре 1952 года: “В киргизском литературоведении долгое время подвизались ныне разоблаченные буржуазные националисты Саманчин, Байджиев и Бектенов, которые умышленно идеализировали и восхваляли реакционных акынов XIX и начала XX веков — Калыгула, Арстанбека и Молдо Кылыча”.
    Байджиев умер в лагере за полгода до этого отчетного доклада, где прозвучали в негативном плане имена трех великих авторов, с которых идут истоки художественной литературы кыргызов.
    Старший — Калыгул (1785– 1855), следующий — Арстанбек (1824–1878), они не писали, творили в устной форме, образцы первой сатиры пошли от них (это была сатира на власть). На смену им пришел Молдо Кылыч (1866–1917), он уже владел письменной грамотой. По части литературного мастерства с ним и сегодня мало кто сравнится.
    И отметим особо, что в их творчестве самым главным мотивом была критика правителей с целью защиты их подданных. Вся великая литература в мире начиналась именно с этого. И новая советская (народная) власть объявила их “врагами”. Причина была в том, что они не вписывались в доктрину соцреализма, согласно которой литература у кыргызов началась с октября 1917 года, а все, что до этого, отбрасывалось.
    Калыгул начинал в XVIII веке, Арстанбек жил в XIX веке, а Молдо Кылыч умер до революции 1917 года.
    Наш знаменитый драматург Мар Байджиев — сын Ташима Байджиева. Ему было 15 лет, когда арестовали отца. Сын прославил эту фамилию на весь мир, по авторскому рангу в кыргызской литературе стоит рядом с Чынгызом Айтматовым, в этом году ему 84 года.
    Дочь Тазабека Саманчина стала по специальности врачом, она известный в республике эндокринолог. Свято хранит все, что касается ее родного отца, ставшего классиком кыргызской литературной науки.

* * *

    Приведу для наглядности цитату из “выводов” экспертов о “враждебности произведений Саманчина, Байджиева и Бектенова”. Этот документ составлен 2 июля 1950 года. Вот текст. “Националисты заставляли манасчы извращать эпос, внося туда панисламистские идеи. Клерикально–мусульманская окраска имеется в варианте Саякбая Каралаева на примере рождения и жизни Алмамбета. Он был зачат порочно мусульманкой Алтынай и, не успев выпасть на землю из чрева матери, закричал: “Ислам!”.
    Вот такой уровень “экспертизы”. В ней ссылаются на текст “Великого похода” (переводчик на русский Семен Липкин). “Эксперты” особо отметили, что главная мысль эпоса — это война Манаса за веру, за исламскую веру.
    Не станем вдаваться в детали и выявлять несуразность вердикта. Ничего из того, что они “нашли” в эпосе нет — ни в оригинале, ни в переводе. Что касается Семена Липкина (1911–2003), то его перевод был издан в Москве в 1946 году, был признан замечательным и достойным государственной награды. Но ситуация изменилась после печально известного “литературоведческого” доклада секретаря ЦК КПСС Андрея Жданова.
    Книгу запретили, переиздали ее уже в суверенный период, автор перевода, Семен Липкин, был награжден кыргызским орденом “Манас”.
    Истина торжествует. Ценой жертв и потерь проходит сквозь расправы и репрессии, сквозь тюрьмы и лагеря, но всегда торжествует. Истина не горит на кострах из книг.
Кубан МАМБЕТАЛИЕВ, доктор филологических наук, профессор.
Фото архивные.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”