№67 (11547)
Пятница, 7 июня 2019 года


Опять 25... частных энергокомпаний
Ровно через месяц, с 1 июля, начнет действовать единый региональный электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза. И на этом рынке достаточно широко представлены частные структуры.
    Дата “1 июля” недавно подтверждена на юбилейном заседании Высшего евразийского экономического совета в казахской столице Нур–Султане.
    Времени на подготовку остается всего ничего, а работы невпроворот. Для того чтобы региональный энергорынок заработал без досадных сбоев, по общим взаимовыгодным правилам, необходимо устранить нестыковки и противоречия в действующем законодательстве, внести необходимые изменения и поправки.
    Вообще–то этим следовало заняться значительно раньше. Ведь разговоры о необходимости регионального энергорынка начались чуть ли не с первых шагов ЕАЭС, то есть 5 лет назад, но... Эксперты от энергетики считают, что в Кыргызстане заниматься этими вопросами попросту некому.
    Сроки поджимают, обстановка накаляется. Что предпринимают в подобных ситуациях отдельные нерадивые энергетики? Правильно, поднимают шумиху, дабы отвлечь общественность от насущных задач. То предлагают поднять тарифы, а иначе, мол, энергетике кранты. То пугают якобы надвигающимся маловодьем, которое приведет к дефициту энергоресурсов. Как бы, дескать, снова не пришлось покупать по 5 сомов за киловатт, как уже было в предыдущий маловодный сезон. А еще призывают возвратить Минэнерго, отказавшись от Нацэнергохолдинга, либо последний сохранить, но подчинить министерству. Но ведь сколько ни раздувай штат чиновников, энергоресурсов стране они не прибавят.
    А еще вспомнили вдруг про частные энергокомпании, которые в полном соответствии с Законом “О лицензионно–разрешительной системе КР” имеют право “осуществлять деятельность по распределению и продаже электрической энергии”. К тому же в республике провозглашен курс на усиленное продвижение государственно–частного партнерства (ГЧП) во всех хозяйствующих сферах, включая энергетику.
    Но это на бумаге, а на практике, к сожалению, все ровно наоборот. Частников, мягко говоря, многие недолюбливают. Считают, что те сидят на шее государства. Ничего в развитие отрасли якобы не вкладывают, а все денежки за поставленную потребителям электроэнергию забирают себе.

* * *

    К месту напомнить о разгромном наезде на частников в бытность премьер–министра Омурбека Бабанова. Слишком уж удивительными, противоположными намерениям получились последствия тогдашних правительственных мер.
    В июле 2012 года в кабмине издали распоряжение, коим обязали Минэнерго срочно сократить количество посреднических энергокомпаний. Госчиновники взяли под козырек: враз у 6 компаний отобрали лицензии. Судьба оставшихся 15 зависла в неопределенности. Никто не поинтересовался, как они обслуживают абонентов, справляются ли с обязанностями. Все было относительно спокойно. До нынешнего года.
    Согласно официальным данным Госагентства по регулированию топливно–энергетического комплекса (ГАРТЭК) при правительстве, в Кыргызстане зарегистрировано... 25 частных энергокомпаний! Причем семи из них дан старт за последние пару лет.
    Сами частники называют свои фирмы не иначе, как распредкомпаниями. Но маленькими и только с частным капиталом в отличие от больших ОАО с госдолей.
    Спрашивается, если частные фирмы, как утверждают злопыхатели, ничего не производят, а работают по принципу купи–продай, если от них никакого толку, тогда зачем их зарегистрировали и выпустили на энергорынок? И с какой целью теперь уже бывший руководитель Нацэнергохолдинга Азамат Абдыкадыров обвинил частников, будто ГАРТЭК утверждает им выгодные низкие тарифы, а продают электроэнергию те, наоборот, по высоким тарифам?
    Госагентство — структура серьезная, действует от имени правительства. Тогда как холдинг — всего лишь ОАО. Хотелось бы ему повлиять, изменить по своему усмотрению ситуацию, да полномочий нет. В таком случае нет смысла пустыми словами бросаться. Не так ли?
    — Проверить информацию при желании не составляет труда, — возмущается председатель правления Союза предпринимателей энергетического комплекса Кубан Ибраев от имени своих коллег. — Сведениями теперь уже бывшее руководство энергохолднига попросту манипулировало. Они в корне отличаются от официальных данных Госагентства по регулированию ТЭК. Тарифы ведь устанавливают не просто так, не с потолка. На то имеются обоснованные расчеты. И они ни для кого не являются секретом.
    Ныне частные фирмы, наученные горьким опытом в годы становления, уже не действуют в одиночку. Кроме вышеназванного Союза предпринимателей создана Ассоциация производителей электротехнической продукции. И хотят эти фирмы лишь одного. Коль частная предпринимательская деятельность в электроэнергетике разрешена законом, пусть им не ставят палки в колеса, не чинят всевозможные препятствия, мешающие работать.
    — По итогам минувшего года частные энергокомпании внесли в качестве налогов в госбюджет республики 131,6 миллиона сомов. А могли бы перечислить больше. Резервы позволяют, но они пока что в полной мере не используются, — подчеркивает с сожалением Кубан Ибраев.

* * *

    Мы далеки от того, чтобы без разбору восхвалять частные энергокомпании. Молодцы те, кто целенаправленно занимается строительством. Но некоторые просто берут в аренду готовые сети, оборудование и делают собственный бизнес. Наверное, это не совсем правильно. Но в таком случае следует определиться: стране нужны частники или нет?
    Между тем они надеются войти с 1 июля уже и на региональный энергорынок ЕАЭС. Там таких, как они — российских да казахских, — точно полно. Выбор в пользу частных энергокомпаний сделан не случайно. Они помогают решать общегосударственную задачу: доносить энергоресурсы до каждого потребителя!

Зинаида СОРОКИНА.