Хроники рассерженного хомячка
|
на 30.12.2022
| атмос. давление 705
мм |
| относит. влажность 69
проц. |
| радиационный фон 31.12.2022
мкР/час |
на 8.25
| восход 17.28
заход -6...-8
|
| ночью -1...+1
днем 1
|
|
на 30.12.2022
| 85,73 |
|
| 92,10 |
|
| 1,215 |
|
| 0,122 |
|
| 10,10 |
|
|
|
От кандидатов с судимостями до иностранных спонсоров
Ряд общественных активистов обратились к парламентариям с просьбой уменьшить политический накал вокруг изменений в выборное законодательство. Речь идет об обсуждаемом сейчас в ЖК проекте закона «О внесении изменений в конституционный Закон КР «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша».
—Концепция предлагаемых изменений должна помочь улучшить условия реализации пассивного избирательного права, расширить права наблюдателей, улучшить информирование избирателей и уровень предвыборной агитации. Также она должна обеспечить прозрачность финансирования избирательной кампании на выборах местных кенешей, повысить борьбу с админресурсом, установить единый день голосования на выборах местных кенешей и обеспечить гендерное равенство, — заявила на круглом столе 19 июня директор ОФ “Гражданская платформа” Айнура Усупбекова.
Дорогу женщинам
Если конкретно, то в марте этого года ряд депутатов вынесли на общественное обсуждение проект закона “О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша”, а именно:
“О внесении изменений в конституционные законы “О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”, “О референдуме”;
“О внесении изменений в Закон “Об избирательных комиссиях” по проведению выборов и референдумов”;
“О внесении изменений в некоторые законодательные акты: “О местном самоуправлении”, “О статусе депутатов местных кенешей”, “О статусе столицы”, “О статусе города Оша”.
К рассмотрению инициативы депутаты ЖК приступили в мае. Часть новшеств уже прошла второе чтение.
За скучными терминами скрывается много реальных преобразований, способных изменить для граждан сам подход к выборам. Однако среди предложенных изменений, по мнению экспертов, также налицо и откровенные недоработки.
Начнем с гендера. Отныне количество женщин в айылных кенешах должно составлять не менее 30 процентов. Причем на место уходящих должны прийти именно женщины. После внедрения изменений так называемая “критическая масса” вырастет и проигнорировать инициативы представительниц прекрасного пола станет труднее. Тем более что именно женщины, а не мужчины продвигают такие болезненно–важные темы, как насилие в семье, над несовершеннолетними, проблемы материнства и уход за детьми–инвалидами. А значит, увеличится спектр решаемых вопросов населения.
— Женская квота депутатов местных кенешей — одно из основных достижений данного проекта закона. Его мы с представителями общественности добивались долгое время, — говорит корреспонденту “ВБ” депутат ЖК и инициатор изменений в закон Аида Исмаилова. — В Жогорку Кенеше уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения обязательной квоты для женщин. В настоящее время во втором чтении одобрена норма о резервировании не менее 30 процентов мандатов для них в айылном кенеше. Также концепция законопроекта включает в себя создание особых условий для отдельных категорий избирателей: ЛОВЗ, мигрантов и других. К примеру, предусматриваются требования к информационным и агитационным материалам, стендам, адаптированным для ЛОВЗ: аудио–, видеоформат (на цифровых носителях), сурдоперевод, субтитрирование, шрифт Брайля.
Принятие нового закона вместе с другими избирательными новациями должно обеспечить стране честные и прозрачные выборы, уверена депутат. Еще ряд серьезных требования — прозрачность принятия решений партий, связанных с выборами, выдвижение кандидатов, выдвижение списков кандидатов, а также прозрачность поступлений и расходование финансовых средств партии, — сказала Аида Исмаилова.
Предложения здравые и предложения опасные
Интересны также изменения касательно документов, предоставляемых отныне избирательной комиссии депутатами местных кенешей. Прежде всего это справка об отсутствии судимости, предоставление сведений о счетах и вкладах в банках, а также об имуществе в целом. Также кандидаты должны будут дать и свое согласие на обработку персональных данных.
Увеличивают предлагаемые изменения в Закон “О выборах” более длительный срок ознакомления со списками наблюдателей. Причем включить себя в избирательные списки будет возможно в электронном формате — через телефон или компьютер, имея доступ к Интернету и сайту избирательного органа.
Также интересным нововведением станет публикация территориальными избирательными комиссиями и ЦИК дополнительной информации о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах и их программах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и политической партии, их финансовых отчетах.
А вот в разработанном президентской рабочей группой законопроекте избирательный залог для кандидатов в президенты предлагается в размере 2 миллионов сомов, а для политических партий — 3 миллиона. Размер избирательного фонда для кандидатов в президенты определен в 200 миллионов сомов, для политических партий — 300 миллионов сомов.
Ранее на заседании комитета по конституционному законодательству и государственному устройству Исхак Масалиев и Бакыт Торобаев предложили коллегам задуматься о снижении минимального порога прохождения партий.
— С барьером в 9 процентов в парламент пройдут только две партии — та, у которой есть административный ресурс, и та, у которой много денег. Поэтому стоит подумать о стабильности государства, — отметил тогда депутат ЖК Торобаев.
— К сожалению, выдвинутую нами инициативу коллеги не поддержали. Мы предлагали снизить порог с 9 до 5 процентов. И вероятность, что в дальнейшем это предложение утвердят, небольшая. Плюс мы предложили отказаться при голосовании от формы № 2 — права граждан голосовать по месту жительства. Так как на последних выборах по этой форме были перемещены свыше 3 тысяч человек. Многих перевели без их одобрения и согласия. И эти нормы в настоящий момент не сняты, — сказал корреспонденту “ВБ” Исхак Масалиев.
Стоит напомнить, что повышение порога для прохождения партий в ЖК принято в 2017 году: подняли с 7 до 9 процентов. Правда, вступить в силу он должен с 1 января 2020 года.
А вот опасным предложением парламентариев отечественные независимые эксперты сочли увеличение необходимого количества подписей в поддержку кандидатов в президенты с 30 до 45 тысяч. Эксперты уверены, что эта норма может стать рычагом борьбы с неугодными кандидатами и молодыми партиями.
Из главных позитивных новшеств независимые эксперты выделили предлагаемый запрет на внесение изменений в законодательство о выборах менее чем за год до предполагаемой даты выборов.
***
Эксперты сомневаются лишь в одном — насколько будут исполняться даже одобренные депутатами новшества. Тем более что политика и выборы всегда оставались ареной для различных махинаций и откровенных интриг.
экспертиза
— Изменения избирательного законодательства должны идти в ногу со временем и устранять те пробелы и коллизии, которые имели место на предыдущих выборах, — заявил корреспонденту “ВБ” независимый эксперт по выборам, бывший член ЦИК Эрик Ирискулбеков. — На последних выборах в 2017 году поднимали вопрос относительно того, что не стоит разделять наблюдателей на два лагеря — от кандидата и независимых. Когда наблюдатели неравны в своих правах, то их выводы можно поставить под сомнение. Но пока эти изменения не согласованы. Второй важный пункт того, что должно быть изменено, — доступ избирателей к правосудию. Многих сдавших биометрику попросту не оказалось в списках голосовавших. Куда обращаться? В участковую комиссию, а она обычно перенаправляет в территориальную комиссию, которая нередко находится за 100 километров от избирательного участка. Если же ты не доволен ответами, то должен будешь обратиться в ЦИК, находящийся в Бишкеке. Причем независимо от региона. Разве кто–то поедет? То есть доступ к правосудию существует лишь де–юре. В реальности для многих людей в регионах его нет.
Эксперта смущает тот факт, что ЦИК становится все более властным административным органом.
— Как Центральная избирательная комиссия, так и ее нижестоящие органы должны быть более независимы от государства, нежели сейчас. К тому же ЦИК в настоящий момент монополизировала подготовку членов участковых комиссий. Раньше эта была широкая программа при участии международных и гражданских представителей. Плюс ко всему в последнее время поднимается вопрос, чтобы и независимых наблюдателей обучал ЦИК. Это в корне неверная практика. Речь идет о явном конфликте интересов. К тому же избирательный орган все чаще однобоко трактует законы. В целом же нынешняя инициатива имеет как ряд хороших, так и массу половинчатых и недоработанных предложений, — заключил Ирискулбеков.
поток новаций
Согласно законопроекту, партии не смогут финансироваться иностранцами, религиозными деятелями, военными, анонимными спонсорами и органами госвласти. Также одним из ярких изменений станет норма о досрочном прекращении полномочий местных депутатов в случае их неявки на заседание более четырех раз. К тому же отныне все кандидаты на должность мэров Бишкека и Оша, а также глав айыл окмоту должны будут хорошо владеть госязыком.
Виктория ГУНГЕР. Фото Владимира ПИРОГОВА.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|