№86 (11567)
Вторник, 23 июля 2019 года

стоп! снято!
Этот закрытый открытый Ким Ки–Дук
Частный визит Ким Ки–Дука в Кыргызстан вызвал небывалое для жаркого лета Бишкека оживление среди почитателей творчества выдающегося южнокорейского режиссера.
    С первого дня пребывания мастера в Бишкеке мне многократно звонили корреспонденты различных СМИ с просьбой организовать интервью. Но Ким Ки– Дук был категоричен: “Я нахожусь в Кыргызстане с неофициальным визитом, и потому не буду давать интервью. Но с коллегами — кыргызскими режиссерами встречаться буду, так как для меня это представляет профессиональный интерес”.
    В один из первых дней господин Ким попросил о встрече с Актаном Арым Кубатом. Встреча двух знаменитых режиссеров состоялась в творческой резиденции Актана–байке в селе Кунтуу. Кыргызский режиссер представил коллеге выставочную часть резиденции, рассказав о каждом экспонате. А потом... Зная, что господин Ким по первой профессии художник, как, впрочем, и Актан–байке, наш соотечественник протянул ему карандаш, и господин Ким стал рисовать. Это были волшебные несколько минут. Затем два режиссера сфотографировались на память на фоне портрета Актана–байке авторства господина Кима.
    На следующий день состоялась творческая встреча с режиссерами Маратом Сарулу, Шамилем Джапаровым, Маратом Алыкуловым, Эмилем Джумабаевым, Фуркатом Турсуновым. Кроме того, знаменитого гостя принял директор департамента кинематографии Мукталы Бектеналиев. Ким Ки–Дук рассказал, что на одном из кинофестивалей в России познакомился с туркменским режиссером Ходжакули Нарлиевым и увидел его фильм “Манкурт” (“Птица–память”). Ким Ки–Дук был потрясен картиной и образом манкурта. Ким Ки–Дук узнал, что легенда о манкурте является одной из частей романа Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”. Тема манкуртизма настолько сильно взволновала режиссера, что он решил написать сценарий, в котором бы по–своему интерпретировал все острые проблемы современного мира: утрату нравственных ориентиров, нивелирование культурных ценностей, историческое забвение.
    Ким Ки–Дук сказал, что, возможно, в будущем снимет фильм в Кыргызстане. Мукталы Бектеналиев отметил, что кыргызская сторона окажет содействие в его работе. Со своей стороны Ким Ки–Дук поблагодарил Мукталы Бектеналиева за теплый прием и желание сотрудничать в создании будущего фильма.
    Господин Ким встретился также с бывшим главой Союза кинематографистов Кыргызстана Таалайбеком Кулмендеевым, сооснователем Азиатского международного кинофестиваля в Лос–Анджелесе Асель Шерниязовой, группой молодых режиссеров: Адилетом Оморовым, Эльназом Бактыгуловым, братьями Усеналиевыми, молодым продюсером Акбаром Курманбаевым.
    К сожалению, не все “заявки о встрече” с Ким Ки–Дуком удалось исполнить. Режиссер каждый раз отвечал мне на предложение о той или иной встрече односложно: “Next time (в следующий раз)”.
    В любом случае, от имени всех бишкекчан — кинематографистов и почитателей его творчества — хочется поблагодарить замечательного человека и режиссера за встречи, которые он провел в Бишкеке, за доброту и терпение.
    В эти знойные июльские дни по ночам я пересматривала фильмы господина Кима, которые видела раньше, и знакомилась с теми, что еще не успела посмотреть. Всегда буду помнить свою первую встречу с ним в сентябре 2011–го на Седьмом МКФ “Евразия” в Алматы. Он был председателем жюри, а вне конкурса показали его картину “Ариранг”, которая в тот год удостоилась Гран–при программы “Особый взгляд” в Каннах. Режиссер сам снял фильм на камеру Mark–2. Она настолько удобна, что позволила Ким Ки–Дуку выступить в двух ипостасях: Ким Ки– Дука интервьюирующего, и Ким Ки–Дука интервьюируемого. Он задает вопросы о пережитой депрессии, и сам же отвечает на них. В 2008–м на съемках фильма “Мечта” режиссер пережил глубокую психологическую травму.
    “Ариранг” — потрясающий по степени откровения режиссера и по художественному уровню воплощения неординарного замысла фильм. Это картина — драма о самом себе, когда никого не хочется видеть и слышать, а зрители ждут твоего очередного фильма.
    На наших встречах господин Ким говорил, что за 23 года работы в кино он снял 24 фильма, плюс у него есть много проектов, где он выступает продюсером и сценаристом, отдавая постановки молодым талантливым режиссерам. Ким Ки–Дука волнуют самые злободневные проблемы современности. Он постоянно в работе. В его голове могут одновременно развиваться сразу несколько сценариев, а в производстве быть по два–три фильма, и он не позволяет себе расслабляться.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.