Вторник, 22 октября 2019 года. №125 (11606) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Подробности
Автопробег ветеранов Афганистана
Выбор сделан
Клиника уедет в Баткен
Правопорядок
Взять на абордаж пиратов. Книжных
Зона беды
Аварийный квартет
Загорелся двигатель
Хлопок огнем уничтожен
За захват земли — в тюрьму
На чужой каравай рот не разевай!
Спорт-ракурс
Колледж для чемпионов
«Шум» стоял до последнего
Культурный слой
«Вспышка» в Сочи
Какое море глубже — Белое или Черное?
Высоким языком романса
Вперед за мечтой, невзгодам вопреки!
Теперь жажда не страшна
Главное благо цивилизации
В УВД Оша скрыли 60 нарушений
То ли баклажан, а то ли пропойца

Метеосводка по Бишкеку
 на 27.11.2020
атмос. давление 700 мм
относит. влажность 51 проц.
радиационный фон 28.11.2020 мкР/час

 на 8.08
восход 17.30 заход -1...-3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 27.11.2020
84,51
99,19
1,092
0,1787
11,80


стоп! снято!
Вперед за мечтой, невзгодам вопреки!
В Бишкеке состоялась национальная премьера нового фильма Мирлана Абдыкалыкова “Босоногий бегун”.
    Четыре года назад Мирлан снял дебютный фильм “Небесное кочевье”. Моя колонка о нем называлась “Идеальное мироустройство”. Семья предпочитала жить на высокогорном отдаленном пастбище, быть ближе к небу, ежедневно совершая трудовой подвиг, выпасая табун лошадей и другой скот. Семья в “Небесном кочевье” — старик со старухой, невестка и внучка. Отец девочки погиб. В финале картины умирает и старик. Семья остается без мужчины, но очевидно, что пожилая женщина с невесткой и внучкой выживут, работа не даст им погибнуть.
    В “Босоногом бегуне” маленькая семья живет в селе на Иссык–Куле. Семья неполная — отец и сын. Иногда их навещают дед с бабушкой. Мать мальчика ушла от мужа–алкоголика и завела новую семью с представителем одной из стран Ближнего Востока.
    Алкоголизм отца мальчика не выдерживает его отец — дед мальчика. Он даже не входит в дом во время редких визитов к сыну. Дед приходит ради внука, с которым встречается на улице, узнает, как учится мальчик, дает деньги, понимая, что при пьющем отце мальчик очень нуждается. Бабушка, заходя в дом, всякий раз старается прибраться.
    Приведу мою любимую формулу мироустройства на планете Земля, которую услышала на одной киноведческой конференции из уст американского коллеги: “Дети — это будущее нации, старики — прошлое нации, а люди среднего возраста (сорокалетние) — сегодняшний день нации”. В контексте этой формулы, что мы видим во второй картине Мирлана? Главного героя зовут Жекшен. Детей, родившихся в воскресенье (по–кыргызски — жекшемби) нередко называют Жекшенами. Казалось бы, эти дети должны быть счастливыми, без забот и проблем. Но наш герой — самый малообеспеченный ученик в классе. У него нет даже формы для занятий физкультурой, но бегает он быстрее всех одноклассников, предпочитая бег босиком. Мальчик хорошо учится, добр и почтенен к отцу.
    Отец же мальчика — опустившийся безвольный человек. Что именно повергло его в ситуацию вечного уныния и депрессии — не ясно. Иногда он предпринимает попытки изменить свою никчемную жизнь. Безрезультатно. В конце концов, отца Жекшена забирают в милицию. Очевидно, что мужчина невиновен, но статус вечного пьяницы дает повод подозревать его во всех неблаговидных делах.
    Мать Жекшена и бывшая жена его пьющего отца, как ей кажется, хорошо устроилась, выйдя второй раз замуж за правоверного мусульманина. Она носит одежду арабских женщин, ей кажется, что все у нее будет хорошо на родине нового мужа Карима. Она и сына хочет забрать с собой. Но ясно, что все мечты женщины, бросившей дом, мужа и сына ради призрачного счастья, скорее всего, разобьются в тот момент, когда она прилетит на чужбину. Еще два–три года назад молодые люди наружности Карима (на нем европейский костюм и черные очки, а не традиционное для правоверных арабов белоснежное одеяние) в массовом порядке вербовали наших сограждан для отправки в известную конфликтную зону на Ближнем Востоке.
    Мальчик отказывает матери, объясняя решение невозможностью бросить отца, которому нужна поддержка. Но мальчик и сам нуждается в помощи старших: он болен, видимо, никто и никогда не обследовал его. Отцу не до того, а деду и бабушке невдомек, что у мальчика проблемы с сердцем.
    Финал картины вызвал много интерпретаций у зрителей. Вот моя трактовка. Жекшен побеждает в забеге на длинную дистанцию, организованном самым состоятельным сельчанином по случаю перерезания пут его годовалому сынишке. Но, прибежав первым, Жекшен вдруг падает без чувств. Кажется, он умер. Все в изумлении смотрят на бездыханное тело. Лишь его подруга с мольбой смотрит в небо и молит о воскрешении героя. Чудо происходит. Зрители с удивлением видят финальный стремительный проход Жекшена — быстрым шагом он идет вперед, навстречу мечте.
    Некоторые высказали мнение, что Жекшен мог открыть глаза, оставаясь лежать на земле и этого было бы достаточно, чтобы понять, что герой пришел в себя. Но сам этот взгляд в небо подруги героя дает надежду, что в будущем с ним рядом будет женщина, которая в любой ситуации поддержит. Жекшен должен был воскреснуть, ибо у нации должно быть будущее.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”