Что не надо делать с женщинами
В 2019 году жюри Букеровской премии разделило призовой фонд между двумя писательницами: Маргарет Этвуд и вице–председателем Королевского литературного общества Британии Бернардин Эваристо.
Сконцентрируем свое внимание на Маргарет Элинор Этвуд. Это канадская писательница, поэт, публицист, критик и общественный деятель. Одна из ведущих фигур на мировой литературной сцене. Ее произведения переведены на десятки языков.
Этвуд родилась 18 ноября 1939 года в Оттаве. В 1961 году получила степень бакалавра в Университете Торонто, в 1962–м — степень магистра в колледже Рэдклифф в Кембридже (Массачусетс, США). Преподавала в американских и европейских университетах. И все время писала удивительные книги. Ее четыре романа вошли в шорт–листы премии Букера, а “Слепой убийца” получил эту премию в 2000 году. Маргарет Этвуд — обладательница многочисленных наград Канады, Великобритании, США, Франции и других стран за достижения в области литературы. Живет в Торонто.
Новый роман “Заветы”, за который она и получила Букера–2019, вышедший поначалу тиражом 500 тысяч экземпляров, смели подчистую, уже готовится третье издание. Рукопись вызывала ажиотаж еще до выхода в свет: в сентября писательница сообщила BBC, что мошенники завалили ее фишинговыми письмами с целью получить доступ к тексту и слить его в Сеть.
“Заветы”, как известно, — это сиквел романа “Рассказ служанки”, изданного в 1985 году. И поскольку новый роман еще не переведен на русский язык, обратимся к “Рассказу служанки”. Ведь события и персонажи, которые описываются в “Заветах”, те же самые, только через 15 лет.
Антиутопический роман “Рассказ служанки”, впервые опубликованный в 1985 году, повествует о неком вымышленном государстве Галаада, расположенном на территории нынешних США. После непонятной техногенной катастрофы общественную систему страны пришлось решительно перекроить. Сначала женщин лишили ряда прав, а затем поделили на касты, у каждой из которых была своя задача. Марфы призваны содержать дом в порядке, Жены выступают в качестве украшений дома и спутниц своих супругов, Служанки вынашивают и рожают Женам детей, Тетки выступают в качестве надсмотрщиц и учителей. Неженщин отправляют в поля и на рудники, они живут в Колониях вне общества. Есть еще один класс женщин, которые существуют вне системы, потому как их обязанность подобна работе тех, кого называют “женщинами с низкой социальной ответственностью”.
Наша героиня относится к Служанкам, лишена имени и живет в доме очередного Командора, который должен заделать ей ребенка. Писать она не имеет права, да и не на чем. Но ведь проговаривать что–то про себя никто запретить не может, так что фактически перед нами устный монолог, который скорее являет собой воплощение исповеди на сеансе у психоаналитика или попытку разобраться в своей жизни с помощью актуализаций каких–то воспоминаний. Таким образом от Служанки мы узнаем о Галааде практически все. И этот мир, который изначально создавался ради благой цели (избавления женщин от насилия), воистину ужасает тем, во что этих женщин в нем превращают.
Не могу сказать, что книга читается на одном дыхании. В ней много идей и размышлений, огромное количество ссылок на библейские тексты. Они могут быть сложны для понимания, но тем она и хороша.
Сюжет романа цепляет еще и потому, что его очень легко примерить на себя. Мы узнаем об экологических катастрофах и авариях на атомных станциях, которые повлияли на демографию государства. Они и стали корнем зла и поводом для жестких мер. Нам, помнящим о Чернобыле, это все близко и понятно. С демографией беда. Бесплодие стало обыденностью. Загрязнение природы приобретает катастрофический характер. Как сложится наше будущее? Хочется надеяться, не так, как в книге “Рассказ служанки”.
Владимир ПИРОГОВ. Фото из Интернета.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|