Вторник, 10 декабря 2019 года. №146 (11627) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Панорама дня

Подробности
Опасный номер
Следствие вне закона?
Против системы не попрешь
Правопорядок
...А все 365 дней в году
По пьяной лавочке
Зона беды
Пенсионерку избили до смерти
ДТП с участие начальника районного ОВД
Схватили десятерых воров и воровок
Спорт-ракурс
Твори, старайся, побеждай!
К олимпиадам надо готовиться заранее
Сделать мир лучше
cпринт–абзац

Метеосводка по Бишкеку
 на 26.06.2020
атмос. давление 687 мм
относит. влажность 20 проц.
радиационный фон 27.06.2020 мкР/час

 на 5.24
восход 20.44 заход +19...+21
ночью +29...+31 днем 1

Учетный курс валют
 на 26.06.2020
75,61
83,93
1,031
0,1629
9,00


стоп! снято!
К звездам!
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам) — это выражение приписывают древнеримскому философу Сенеке, и значит оно буквально следующее: через усилие к победе.
    В Екатеринбурге на XVI Международном фестивале–практикуме киношкол “Кинопроба” в специальной программе “Молодое кино Кыргызстана” я представила фильмы VII форума “Умут”. Это картина “Аяна” Айданы Топчубаевой о девочке, которая мечтает стать первой в истории женщиной–кокбористкой, фильм “Она” Жамийли Дуйшеналиевой о девушке Алине Анисимовой, грезящей запустить в космос свой спутник, и лента Ad Astra (“К звездам”) Айши Султанбековой об учителе Атыргул Кутмановой, работающей в сложнейших условиях высокогорья. Все три героини живут далеко не в тепличных условиях, но у каждой есть мечта, каждая думает ее воплотить, понимая, что для этого нужно ежедневно усиленно работать.
    Отмечу, что всего в Екатеринбурге было представлено семь кыргызских фильмов, созданных молодыми режиссерами. Это также лента “На границе” Тынчтыка Абылкасымова во внеконкурсной программе и три фильма в конкурсе.
    В конкурсе игровых короткометражек показали “Барбарис” Адилета Бактыбека. Режиссер рассказал историю из своего детства. Мальчишки играют в футбол, мяч случайно врезается в проезжающую мимо машину и лопается. Пацаны обескуражены. Но, пережив первое потрясение, находят выход. Что меня больше всего привлекло в этих героях? Мальчишки, лишившись возможности играть в футбол, объединяются, ищут и находят общее дело — они начинают собирать барбарис, коего кругом полно. Самое интересное, что водитель машины в финале картины привозит им новый мяч.
    В конкурсе неигровых фильмов были две наши ленты: “Голос провинции” Асель Сыдыковой и “Далеко” Айназ Турдуматовой. Жизнь героини ленты “Голос провинции” Назим Ишеналиевой во многом схожа с жизнью героини фильма Ad Astra Атыргул Кутмановой. Обе работают педагогами в школах, расположенных в отдаленных горных селениях Кыргызстана. Обе, кроме основной учительской деятельности, занимаются домашним хозяйством в суровых условиях морозной и снежной зимы. Но Назим Ишеналиева имеет и еще одно любимое занятие: она ведущая на местном радио, голос которой в прямом эфире каждый вечер согревает сельчан Суусамырской долины. Кроме того, она — наставник для молодой смены. Кутманова и Ишеналиева верят, что все трудности можно преодолеть будучи путеводной звездой для своих учеников.
    В картине “Далеко” Айназ Турдуматовой мать и отец семейства находятся на заработках в России. С детьми они общаются вечерами по видеосвязи в WhatsApp. Мать так ни разу и не появится в кадре. Мы слышим лишь ее голос в смартфоне. Это долгие разговоры с каждым ребенком, а также бабушкой, оставшейся исполнять обязанности главы семьи. Дети рассказывают об учебе в школе, просят купить планшет (практически все их одноклассники уже получили от родителей–гастарбайтеров в подарок такие гаджеты).
    В этой связи невольно напрашивается вопрос: кто поступил правильнее — Кутманова с Ишеналиевой, оставшись в родных селах, работая не покладая рук на основной работе, ухаживая за домашним скотом, да еще находя время на работу для души в прямом радиоэфире? Или матери, уехавшие в Россию, чтобы трудиться там уборщицами? Я видела рабочую версию фильма “Далеко”. Там была сцена, где мать появлялась в кадре. Она говорила по телефону с детьми, за что ее отчитывала начальница, требуя немедленно прекратить разговоры в рабочее время. В окончательной версии фильма этот эпизод отсутствует, но я–то его помню! Иногда думаешь: всех денег наши гастарбайтеры не заработают, а вот ласки и заботы дети лишаются на долгие годы. И никакие модные гаджеты никогда не заменят любви матери.
    Что касается итогов “Кинопробы”, то фильм “Далеко” признан лучшим неигровым учебным фильмом. А вот “Голос провинции” стал лучшим неигровым фильмом на VIII Международном фестивале студенческих и дебютных фильмов “Бастау” в Алматы, проходившем практически в это же самое время.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”