Вторник, 11 февраля 2020 года. №17 (11652) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Экзаменовка
Вузы ждут перемен
«Выговорешник» ректору
Инцидент с пинками
Кант заговорил по–корейски
Правопорядок
Ошане заработали... на срок
Кто ответит за нарушение?
юрконсультация
Зона беды
Пожары на СТО и на Ошском рынке
Взорвался бензин в доме
Убийство в пригороде
Рекордный наркотрафик
Спорт-ракурс
Гонки между карагачей
Кросс на лыжах, волейбол в сугробах
Культурный слой
«Мой город дорогой», «Я с тобой» и другие
Нетипичные военные истории
«Качели»: от Гонконга до Мюнхена
Атмосфера свободы
спринт–абзац

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10


стоп! снято!
Нетипичные военные истории
Сегодня, 11 февраля, по приглашению Французского института исследований Центральной Азии (IFEAC) выступлю на семинаре “Военные фильмы в СССР: постколониальные перспективы?”. Расскажу о “Типичных сюжетах и нетипичных проблемах в фильмах на тему Великой Отечественной войны в советском кино России, Кыргызстана и Узбекистана”.
    Герой кыргызского телефильма Эльдора Уразбаева “Солдатенок” пятилетний Авалбек “узнал” своего отца в солдате, идущем с гранатой на фашистский танк. “С этого часа в нем начал жить отец, давно погибший на войне...” — писал Чингиз Айтматов в рассказе “Солдатенок”.
    “Солдатенок” был снят в 1972–м. Через год–полтора в СССР пронзительно прозвучала “Баллада о матери” в исполнении Софии Ротару. Песня о крике женщины, почти 30 лет спустя после окончания войны увидевшей в кинохронике погибшего сына. Айтматов и Дементьев практически в одно время создали свои произведения.
    Андрей Дементьев рассказывал, что о женщине из грузинского села, чей сын пропал без вести на войне, и которая однажды увидела его в документальной военной ленте, услышал по радио. Остальное домыслил. Музыку создал композитор Евгений Мартынов.
    В “Солдатенке”, действие коего разворачивается в послевоенное время, образ героя–артиллериста азиатской наружности долгое время меня смущал. Я пыталась вспомнить фильмы второй половины сороковых, в которых бы снимались актеры из Центральной Азии. Готовясь к семинару, пересмотрела документальный фильм знаменитого узбекского режиссера Али Хамраева “Я тебя не забыл” 2018–го, посвященный памяти его отца — известного артиста и сценариста Эргаша Хамраева, погибшего в 1942–м. В финале Хамраев показывает фрагменты из фильмов и киносборников с участием отца. В одном эпизоде артист в образе солдата Красной Армии уходит на фронт. Оказывается, в июле 1941–го перед уходом на фронт Эргаш Хамраев снялся в киносборнике. Этот биографический факт в судьбе Хамраева–отца успокоил меня: киномеханик в “Солдатенке” мог привозить сельчанам подобные военные киносборники.
    Ранее в 1985–м Али Хамраев снял художественный фильм, посвященный памяти отца “Я тебя помню”. Главным героем был обычный житель Самарканда по имени Ким. Очевидно, прообразом явился сам режиссер. Ким по просьбе больной матери отправляется в Россию на поиски могилы отца, погибшего в годы Великой Отечественной. Ким находит могилу и возвращается с горстью земли. Этот фильм когда–то был запрещен к показу из–за “слишком авторского” взгляда режиссера на памятные события в истории СССР.
    Один эпизод меня потряс. В архиве герой узнает, что отец похоронен под городом Вязьма, и в сопровождении милиционера и священника направляется к могиле. Зима. Снежное поле. Ким находит могилу, снимает обувь и босой сначала выгребает верхний слой снега, а затем лопатой пробивает лед, пытаясь добраться до земли. Милиционер спрашивает священника: “Почему он босой?”. “Наверное, обычай такой: чтобы сапогами прах отца не топтать”.
    Запретной в советском кино была тема предателей. С трудом запустили “Восхождение” Ларисы Шепитько, получившее затем “Золотого медведя” Берлинского фестиваля. Считалось: Шепитько хочет снять “религиозную притчу с мистическим оттенком”, что для атеистического кино было крамолой. Режиссер же отвечала, что история о том, как один предает другого, стара как мир.
    “Трясину” Григория Чухрая запретили к показу. Режиссер рассказывал, что фильм о матери, укрывшей призванного на фронт сына, хотел выпустить под названием “Нетипичная история”, но, по мнению специально созданной комиссии, он “бросал вызов основным принципам соцреализма”.
    В Кыргызстане экранизация повести Айтматова о дезертире “Лицом к лицу” была осуществлена лишь к закату СССР — фильм Бакыта Карагулова “Плач перелетной птицы”. При этом экранизация повести Валентина Распутина о дезертире “Живи и помни” сделана в России уже в 2008–м. Снял ее Александр Прошкин. В конце 80–х Айтматов решил опубликовать повесть “Лицом к лицу” в первозданном виде. Как признался писатель, в первой публикации ему пришлось отказаться от отдельных глав по цензурным соображениям. Он, кстати, считал, что у Распутина схожий сюжет был описан ярче.
    ...А завершу свое сегодняшнее выступление на семинаре показом фрагмента документального фильма “Я хочу жить” о кыргызстанке Токтогон Алтыбасаровой, в годы войны приютившей 150 детей из блокадного Ленинграда. Легендарная мама Тоня умерла в почтенном возрасте в 2015–м, но память о ней жива.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”