Пятница, 14 февраля 2020 года. №19 (11654) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Синема

Посольский двор
Моника ИВЕРСЕН: Германия готова помогать
Громкое дело
Транспортная мафия без конца
Под «крышей» финпола
Операция Ликвидация
Закрыть нельзя оставить?
Вечный зов
Документы не врут
Братская могила на подлодке
Хроники рассережнного хомячка
Бекназаров не привлекает инвестиции
Мотуев женился. Снова
Эра милосердия
Спасти Наташу сейчас — нужносто тысяч сомов
Старик и горе
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Новые имена
Вперед, на Гавайи!
Коронавирус спорт не остановит
Поднебесная в объективе
Экономика высокой прочности
БРИКС поддержит
Позиция предельно ясна
Торговали с успехом в прошлом году
С «огнем» шутки плохи
Ракета–носитель на космодроме
Синема
Человек без памяти
«Паразиты» в Голливуде
Под стук копыт
Дружбы посол — хорсбoл
Отдыхай
куда пойти
Акция "ВБ"
акция "ВБ"
Авто
По старой привычке
Что проверять и менять после зимы
Высокая литература
Когда нон–фикшн правит бал

Метеосводка по Бишкеку
 на 27.11.2020
атмос. давление 700 мм
относит. влажность 51 проц.
радиационный фон 28.11.2020 мкР/час

 на 8.08
восход 17.30 заход -1...-3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 27.11.2020
84,51
99,19
1,092
0,1787
11,80



Человек без памяти
Известный кыргызский кинорежиссер Актан Арым Кубат работает над новым интересным проектом. Рабочее название фильма “Эсимде”. Закончить картину планируют к концу года. Корреспондент “ВБ” встретился с постановщиком и узнал, что ждет киноманов.
    После “Кентавра”, премьера которого состоялась в 2017 году на знаменитом Берлинском международном кинофестивале, Актан Арым Кубат взял паузу. По его словам, совсем небольшую. Хотя, например, между фильмами “Маймыл” и “Свет–Аке” вообще были долгие девять лет. Но подобные творческие ритмы режиссеру, по его словам, нравятся. Есть время настроиться на новый проект.
    — Это история человека, потерявшего память, — рассказывает Актан Арым Кубат. — Толчком для написания сценария послужила история, которую я прочитал в Интернете. Вообще таких историй много. В основном это, конечно же, о людях, уехавших на заработки в другие страны и там попавших в беду. Фильм начнется с того, что сын главного героя привозит его домой после двадцатилетнего отсутствия. И вот этот человек становится всеобщим раздражителем. Мы для себя нашли такую метафору: человек без памяти — это лакмусовая бумага, индикатор нравственности. Через него мы видим все, что происходит в этой семье, и можем проанализировать состояние нашего общества в целом. Как и все остальные мои картины, эта — о сегодняшней жизни.
    Сценарий написан Актаном совместно с Дальмирой Тилепбергеновой. Над литературной основой будущей картины режиссер всегда предпочитает работать в тандеме. Скажем, сценарий “Кентавра” создавался с Эрнестом Абдыжапаровым, “Свет–Аке” с Талипом Ибраимовым. Режиссер считает, что когда сценарий пишет один человек, нет возможности оценить адекватно. И потом, авторское кино, а именно таким всю жизнь Актан и занимается, предполагает живое создание фильма, когда даже какие–то ключевые моменты могут меняться и на съемочной площадке, и в процессе монтажа картины.
    В главной роли зрители вновь увидят самого Актана. Совершенно случайно во время подготовительного периода к “Свет–Аке”, когда режиссер никак не мог найти артиста, способного воплотить на экране его замысел, художник фильма Талгат Асыранкулов предложил шутя: “Может, ты, Актан, сам попробуешь?!”. Актан попробовал. Затем был “Кентавр”, и режиссер вновь появился на экране. И вот теперь “Эсимде”.
    — Тут, конечно, надо быть одновременно и режиссером, и актером, — говорит Актан. — По счастью, технологии сейчас позволяют отснять сцену и здесь же на площадке ее посмотреть. Авторское кино вообще предполагает максимальное участие автора. Я–то знаю, что хочу сказать своей картиной. А вот сможет ли другой артист донести это до зрителя?! Так что, мое появление на экране — не амбиции. Скорее творческая необходимость. И потом, никто в группе не осмелится заметить, что я плохо сыграл.
    Интересно, что сына главного героя сыграет сын самого Актана — Мирлан Абдыкалыков, который вырос на съемочных площадках. Актан признался, что, возможно, между ними было гораздо больше отношений как у режиссера с актером, нежели с сыном. Сначала Мирлан снимался в первых фильмах отца, потом работал у него вторым режиссером. И вот уже снял два своих фильма: “Небесное кочевье” и “Босоногий бегун”.
    — Недавно он мне сказал: “Пап, когда я у тебя снимался ребенком, даже не понимал, что делаю. А как мне быть сейчас? — говорит Актан. — Я ответил: “Не парься! Тебе не нужно быть актером! Просто живи на экране как мой сын”.
    Сложная задача ставится и перед актрисой, которой посчастливится сыграть жену главного героя. Не дождавшись супруга, думая, что он давно умер, женщина снова выходит замуж. А когда первый муж возвращается, в ней вновь просыпается любовь. Выбор сложен: бывший, потерявший память нищий, и нынешний — бизнесмен и беспредельщик. Насколько свободна кыргызская женщина, может ли она принимать такие судьбоносные решения? Эти вопросы режиссера тоже волнуют.
    — Обычно актеры, которые у меня снимаются, не похожи на Суйменкула Чокморова, Таттыбюбю Турсунбаеву, — добавляет режиссер. — Я пытаюсь противостоять этой тенденции подражания идеалам женской и мужской красоты. Говорю: “И такие, как Актан, Мирлан, — тоже красивые”. Точнее, мне нравятся люди с внутренней энергетикой, как бы светящиеся изнутри, обладающие обаянием, над которым не властно время.
    Снимать картину предстоит оператору Хасану Кыдыралиеву. С ним Актан делал практически все свои фильмы. Художник–постановщик — Адис Сейталиев. “Эсимде” — их вторая совместная работа после “Кентавра”. И, конечно же, продюсер фильма Алтынай Койчуманова, представляющая компанию “Ой Арт”.
    “Эсимде” — будущее детище национальной киностудии “Кыргызфильм”, “Ой Арт”. Возможно, будут и какие–то иностранные финансовые вложения. Режиссер рассказал “ВБ”, что за его спиной уже начали шептаться, мол, от Актана отказались его западные продюсеры: французы, немцы, голландцы, японцы. Но не прибегать к их услугам было его собственным решением.
    — Прежде всего это связано с моим возрастом, — объясняет постановщик. — Деньги на производство собираются долго. Ждать пришлось бы 5–7 лет. И я решил снять картину на небольшие средства. Государство выделяет нам 6 миллионов сомов. Процентов десять из них уйдет на общестудийные расходы. На руки получим где–то пять с половиной. Не хватает еще 3–4 миллионов. Но, надеюсь, иностранные продюсеры все–таки подключатся.
    Все свои фильмы Актан Арым Кубат снимает на Иссык–Куле в Тонском районе. “Эсимде” не станет исключением. Съемочный период продлится около двух с половиной месяцев. А вот премьеру фильма режиссер и продюсеры хотят устроить на одном из ведущих международных кинофестивалей.
    — Все мои сорок лет творчества — это по сути анализ самого себя, — подытоживает режиссер. Картины “Селкинчек”, “Бешкемпир”, “Маймыл” — это детство, отрочество и юность, автобиографическая трилогия, которую я называю “Вспоминаю и переживаю”. И вот сейчас я хочу закончить трилогию — “Свет–Аке”, “Кентавр” и “Эсимде”, которую называю “Проживаю и переживаю”. Конечно, я не был никогда монтером, конокрадом или человеком без памяти. Но все, что они чувствуют, — мои переживания.
Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото предоставлено героем публикации.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”