на 16.04.2021
 | атмос. давление 696
мм |
 | относит. влажность 40
проц. |
 | радиационный фон 17.04.2021
мкР/час |
на 6.18
 | восход 19.44
заход +8...+10
|
 | ночью +21...+23
днем 1
|
|
на 16.04.2021
 | 84,78 |
|
 | 101,05 |
|
 | 1,101 |
|
 | 0,1882 |
|
 | 11,35 |
|
|
|
стоп! снято!
Профессия — директор фильма
Эту колонку я посвящаю памяти Иманкула Абдыкулова — легендарного организатора кинопроизводства киностудии “Кыргызфильм”, которому осенью нынешнего года исполнилось бы 90 лет.
Будучи кинематографическим ребенком, в детстве я бывала и на съемках в разных регионах Кыргызстана, и потом — в период монтажа картин — на крупных киностудиях СССР. Поэтому, кроме известных артистов, режиссеров, операторов, знала людей, которые занимались решением разных организационных вопросов. Это были директора картин. Я знала, что они готовы выполнить самое сложное производственное задание. Например, в кратчайшие сроки установить 25 юрт на натурной съемочной площадке где–нибудь на южном берегу Иссык–Куля. Знала, что при запуске новой картины на имя ее директора открывался счет в банке, куда поступали финансовые средства, которыми он должен был распоряжаться согласно утвержденному бюджету фильма, руководствуясь составленной ранее смете. Знала этих людей в лицо и как их зовут, ибо они пользовались непререкаемым авторитетом у всех членов съемочной группы, Иманкул Абдыкулов был первым кыргызом, достигшим производственных высот в этой профессии.
В 1981 году был выпущен справочник “Кинематографисты Советской Киргизии” автора–составителя Олега Артюхова, в котором представлены биографии 97 членов Союза кинематографистов Советского Союза, работавших в Кыргызстане. Из них только трое были директорами картин: Юрий Симонян, Анна Комендантова и Иманкул Абдыкулов. Очевидно, что не так просто было стать членом столь престижного творческого союза, ибо для вступления нужно было пройти несколько ступеней отбора: сначала в Кыргызстане, затем — в Москве.
Я прекрасно помню образ Иманкула Абдыкуловича, ибо забыть его просто невозможно. Это был высокий, импозантный человек в отутюженном костюме. Он предпочитал носить шляпу, а не, скажем, национальный головной убор ак калпак.
Иманкул Абдыкулов производил впечатление строгого и ответственного человека, немногословного, сосредоточенного на текущем рабочем моменте. А как же иначе?! Ведь кинопроизводство соприкасается с экономическими, социальными и политическими сферами жизнедеятельности. Как правило, требует вовлечения большого количества людей, временных и материальных затрат. И весь данный спектр задач целиком ложится на плечи директора картины, которого в настоящее время предпочитают в соответствии с международной практикой называть “исполнительным продюсером”.
За последний месяц мне посчастливилось дважды встретиться с друзьями и коллегами Иманкула Абдыкулова. Они тепло вспоминали былое, когда все были молоды и создавали первые кыргызские фильмы, вошедшие в сокровищницу национальной культуры, как “кыргызское чудо”. Одним из его создателей по праву считается Абдыкулов.
Известный кыргызский режиссер монтажа Ракыя Шаршенова показала мне свой документальный фильм “Профессия — директор”, который она сняла в 2010–м к 80–летию Абдыкулова. Неоднократно пересматривая эту ленту, сожалеешь, что Иманкул Абдыкулович так рано ушел из жизни — ему было всего 68 лет. Жаль, что практически нет кадров хроники с образом легендарного директора: лишь короткий, в несколько секунд, проход Иманкулова в шляпе и трендовом плаще. Но остались фильмы, среди которых культовые “Первый учитель”, “Улица космонавтов”, “Джура”, “Небо нашего детства”, “Выстрел на перевале Караш”, “Засада”, “Красное яблоко”, “Зеница ока” и многие другие, организатором производства и директором которых он был.
И самое главное. Его друзья: художник–постановщик и отец кыргызской анимации Сагынбек Ишенов, кинооператоры Манасбек Мусаев и Сагындык Макекадыров, экс– директор “Кыргызфильма” Иризбай Алыбаев, знаменитые земляки — оперная певица Кайыргуль Сартбаева и композитор Насыр Давлесов, ветераны кино — женщины Ракия Шершенова и Мария Абакирова сохранили в памяти многие чудесные мгновения из детства, юности, зрелости, о которых они вспоминают в документальном фильме и на наших встречах в нынешнем году, когда Иманкулову исполнилось бы 90.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|