Вторник, 24 марта 2020 года. №35 (11670) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  

Подробности
Выпускники университетов как мост дружбы между странами
Вузы — на дезинфекции, студенты — «на удалении»
Этот День Победы!
Правопорядок
Молчание ребят
Отпетые мошенники
Зона беды
Похитители колес, женщины и другие
Оборотни «с гревом» и контрабандист с медмасками
Спорт-ракурс
Как дела, «Алга»?
Тохтурбаев и Ниязов — лучшие!
Испить жизнь сполна
В теплом месяце апреле заморозки не исключены

Метеосводка по Бишкеку
 на 24.03.2020
атмос. давление 695 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 25.03.2020 мкР/час

 на 6.57
восход 19.18 заход +3...+5
ночью +12...+14 днем 1

Учетный курс валют
 на 24.03.2020
78,05
80,27
0,952
0,1519
10,00


стоп! снято!
Испить жизнь сполна
27 марта юбилей отметит народная артистка Кыргызской Республики Гульсара Ажибекова. К середине 70–х годов прошлого века она имела репутацию самой образованной кыргызской актрисы. Это обстоятельство вместе с незаурядными внешними данными позволило ей воплощать на экране образы современниц с активной жизненной позицией.
    В первой же своей ленте “Красное яблоко” Ажибекова сыграла молодую кыргызскую интеллектуалку Сабиру. Потом она неоднократно варьировала этот образ, играя ученых, учителей, врачей. Особо следует отметить ее экранных матерей — добрых, нежных, понимающих.
    К счастью, актриса не осталась в рамках одного позитивного амплуа. Ее драматический талант позволил позже сыграть в кино характерные и трагические роли. Вспомним хотя бы филигранную работу Ажибековой в фильме Геннадия Базарова “Аномалия”, где она создала образ жертвы советской партийной системы — несчастной подневольной женщины, которая, проявив всего раз непростительную слабость в отношении с мужчиной–начальником, сломала свою судьбу.
    В начале 90–х в расцвете таланта Гульсара создала несколько высокохудожественных работ на театральной сцене. Например, в спектакле “Момент истины” по мотивам пьесы Рустама Ибрагимбекова. Герой автора — мужчина–следователь. Но постановщик посчитал, что женщине больше свойственно сострадание и сопереживание, и только она способна понять тайны души невинной жертвы.
    В середине 90–х Ажибекова создала собственный театр одного актера “Гульсара” и пригласила к сотрудничеству талантливого туркменского режиссера Овлякули Ходжакули. В 97–м поклонники актрисы стали свидетелями двух потрясающих моноспектаклей. В “Короле Лире” по Шекспиру царил Акылбек Мураталиев. В “Медее” по трагедии Еврипида неистово страдала Медея — героиня самой Ажибековой. Это, пожалуй, лучшая театральная работа актрисы.
    Иногда казалось, что артистка любит нарушать единую композиционную ансамблевую дисциплину в театре или кино, любит преподносить себя на первом плане, даже если играет роль второго плана, что ей не хватает режиссера– диктатора. К счастью, диктатор для Ажибековой нашелся в лице выдающегося мастера современной Центральной Азии — бога независимого театра нашего региона Овлякули Ходжакули. В его “Медее” она работала эмоционально, но с достоинством. Ходжакули преподнес Ажибекову как зрелую артистку мирового масштаба. Работая с ней в своей манере — мягкой, интеллигентной и вместе с тем жесткой и требовательной, ему удалось обуздать природный темперамент актрисы и выявить ее доселе скрытый трагический потенциал.
    В 1993–м Геннадий Базаров снял документальную ленту “Гульсара”, посвященную Ажибековой. Это не традиционный фильм–портрет. Это бенефис артистки — исповедь о жизни в искусстве, восприятии себя в непростых социальных условиях начала девяностых, когда разрушилась стабильная эпоха. Актриса произносит пророческие слова: “Для меня важно испить жизнь сполна”, и продолжает: “Мы еще не нашли те художественные средства, которые помогут навести мосты со стучащейся в двери реальностью. Не ответили на вопрос, о чем сегодня надо разговаривать с людьми”. Такая беспощадная самооценка свойственна актрисе всегда. В момент создания ленты “Гульсара” стремилась исповедаться, будто чувствуя, что наступят времена вынужденного творческого простоя.
    В этом году я встречалась с актрисой на съезде Союза кинематографистов, просмотрах фильмов, вошедших в шорт–лист национальной кинопремии “Ак Илбирс”, где она была председателем жюри. Артистка сохранила яркий женственный образ, твердый характер, взрывную натуру серьезной, но ироничной современницы. Сегодня Гульсара Ажибекова не снимается в кино, не играет в театре. Но придет день, когда, пережив тяготы нынешнего времени, преображенная, сильная и мудрая, она восстанет из небытия и создаст прекрасный образ надежды, который в свою очередь поможет нации очиститься от скверны. Как нам нужен этот образ...
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”