Пятница, 12 июня 2020 года. №41 (11676) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Непрошедшее прошлое

Политракурс
Омурбек ТЕКЕБАЕВ:Социалисты будут в новом составе ЖК
Сапар Исаков получил еще один срок
Подробности
Верните парки детям
Наедине со всеми
Телефончик оставьте, господин пассажир
Несостоявшийся пикет
Круглый стол
Доктора вызывали?
Нам нужны новые больницы!
Деловой разговор
Как наш легпром проиграл битву за рынок
На «Нашу грядку» налетай, покупай и помогай!
Конфликт
Две проблемы одного кубика
Недетский вопрос
Нельзя ли без издевательств над воспитателями?
Выпускников с температурой не пустят на ОРТ
Жестокий урок
Как погибла директор знаменитой школы
Особый случай
Просто высший пилотаж!
Продбезопасность
Что урожай грядущий нам готовит
Эра милосердия
Чем завтра кормить семь маленьких «я»?
У Банщиковых — передышка
Акылай прооперировали, но сбор продолжается!
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Дата
Кусок хлеба, и тот пополам
Россия и мы
Мошенники не дремлют и в период пандемии
Непрошедшее прошлое
Пятеро главных
Штрафной удар
В ринге побеждают кулаками, а не авторитетом
Профи
Сценограф
Поднебесная в объективе
COVID–19: катастрофа всего человечества и инструмент политических игр для политиков
Цифровые показатели борьбы с эпидемией в Китае
Автомобили бренда «Хунци» нарасхват
Батискаф «Хайдоу–1» успешно погрузился на глубину 10 тыс. метров
За кулисами
Я вернулся на родную сцену
Игры отчаянных
В Ивановке прошел «Стальной дождь»
Библиобус
Кто живет в стеклянном доме, тот не бросается камнями
Авто
Использование фар
Глушитель без ржавчины

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Пятеро главных
И 75 лет спустя после 9 Мая 1945–го остается вопрос: кто конкретно руководил Кыргызстаном во время Великой Отечественной? Да, всей огромной страной руководил Сталин с его абсолютной властью. Но в республике–то кто был главным?«ВБ» нашел ответ. Ни в одной энциклопедии или другой солидной книге «про войну» нет этого перечня: Кулатов, Вагов, Толубаев, Токобаев, Джаналиев. Именно в таком порядке они были у нас самыми главными.

Как в сказке: 7 лет плюс еще 33 года!
    Еще Лениным было заведено — самыми главными в огромной стране и в каждой из ее республик считались председатели Советов Народных Комиссаров.
    Отсидевшийся в тени после смерти Ленина генсекретарь ЦК ВКП(б) Сталин прибрал себе в годы войны должность главы Советского правительства и больше ее из рук не выпускал. Важнейшие документы типа совместных постановлений правительства и партии так и подписывались: председатель Совнаркома СССР Сталин и какой–нибудь из секретарей ЦК — Андреев или Жданов, Маленков или Щербаков.
    Аналогично было и в союзных республиках. Множество опубликованных и архивных документов свидетельствуют: подпись главы СНК Турабая Кулатова всегда стояла самой первой. Сталинский засланец Вагов подписывался только вторым.
    Кто из них был реально главнее? Сталинская система была так задумана, чтобы любого местного лидера в любой момент можно было закатать в лагерную пыль или вообще быстро расстрелять. Что и делалось: предшественников Вагова на посту первого секретаря Белоцкого и Аммосова расстреляли. И с предшественниками Кулатова, Абдрахмановым и Исакеевым, расправились аналогично. Остальное — лирика. Наверху держались только сталинские опричники–подручные. Других быстро уничтожали. А главнее всех был тот, кто Сталину больше угоден.
    Кулатову было лишь 30 лет, когда он попал в высшую сталинскую местную номенклатуру — стал в июле 1938–го главой СНК.
    Как мягко выражался один из его младших современников, “звезда Кулатова на политическом небосклоне зажглась в самое сложное в истории Советского Союза время — в 1937–1938 годах, когда свирепствовали репрессии”. Именно в роковом 1937–м простой шахтер был назначен секретарем парткома шахты “Джал” в Кызыл– Кие. Через год вакансий после массовых расстрелов стало еще больше. Он стал заместителем Кызыл–Кийского горисполкома, а затем — зампредседателя треста “Киргизуголь”.
    И вот бывший шахтер назначается председателем правительства Кыргызстана. Его характеризовали как честного, смелого, прекрасного оратора. И, главное, “беззаветно преданного делу Ленина–Сталина”!
    Однако ясно, что при отсутствии ясного ума и высокой работоспособности его не спасли бы ни соцпроисхождение, ни фанатичная преданность Сталину.
    Ему поручали — он выполнял. Докладывал Сталину, что реконструированы угольные шахты вблизи городов Кызыл–Кия, Таш–Кумыр, Кок–Янгак и Сулюкта. Что построены каналы, которые обеспечили поливной водой десятки тысяч гектаров плодородной земли под хлопок. Сталину был нужен парашютный шелк, фронту — вата, бинты, портянки и прочее!
    Был нужен радий и уран для создания атомной бомбы — месторождения в Кыргызстане разрабатывались под личным ежедневным контролем Кулатова. И горе тем, кто мог промедлить при выполнении сталинских повелений — “я за тебя, мерзавца, в концлагерь не сяду!”, это расхожие слова любого руководителя тех лет.
    В ноябре 1945–го как бы в награду Кулатов был назначен председателем Президиума Верховного Совета Киргизской ССР. И оставался “советским президентом республики” рекордно долго: 33 года. Честно работал на чисто–декоративном посту. Время такое было.

По прозвищу Большой
    Характерная редкостная фотография была сделана 7 ноября 1942–го на открытии памятника бывшему военному комиссару Киргизской ССР генералу Панфилову во Фрунзе. На первом плане — статный Турабай Кулатов и первый секретарь ЦК КП(б) Киргизии Алексей Вагов, человек еще более высокого роста, прозванный Большой.
    Оба главные дружно сдергивали белое покрывало со скульптуры!
    Ваговский личный вклад в тыловые достижения Кыргызстана военых лет был огромным. Потому что Вагов ради развития эвакуированной промышленности и поддержания маломальского уровня сельского хозяйства пускал в ход все личные московские связи — до Маленкова и Микояна включительно. Смело шел на конфликты.
    Один мелкий московский начальник не дает Кыргызстану цемент и лесоматериалы, тот хочет забрать весь урожай зерновых и картошки, тот не дает железнодорожных вагонов. Вагову приходилось часто жаловаться давнему другу — всесильному Микояну, члену Госкомитета обороны и Политбюро ЦК, зампредседателя Совнаркома СССР.
    Микоян был матерщинником. После очередной слезной жалобы Алексея Анастас звонил чиновникам и сразу переходил на громкий крик.
    — Ты почему, так тебя перетак, не даешь Вагову того, другого, третьего? Он не себе просит, он для Киргизии просит! Там люди ждут, там заводы стоят! — надрывался Микоян.
    Персонально Вагову в военные годы приходилось решать множество вопросов — помощь фронту, размещение эвакуированных заводов, да и размещение десятков тысяч эвакуированных людей тоже. И в том, что в Кыргызстане в годы Великой Отечественной ни массовых голодных смертей, ни эпидемий заразных болезней, выздоровление сотен и тысяч раненых, большая ваговская заслуга.
    Забытая деталь: никаких трудовых отпусков в годы войны никому не полагалось, фактически отменены были и выходные дни.
    Плюс еженощные страшные ночные бдения. Сталин и его присные типа Маленкова и Берии могли позвонить в любую минуту, и очень плохо пришлось бы тому местному начальнику, который не ответил после второго–третьего гудка.
    Сын Вагова много лет спустя рассказал “ВБ”: “Часто совсем вымотанный Вагов под утро ложился на ковер в собственном рабочем кабинете, упирался огромными сапогами во входную дверь. Перехватывал пару часов сна, а если кто ломился в дверь по срочным делам, Первый просыпался”.
    ...Риторический вопрос мэрии: неужели ни одна из тысячи с лишним улиц Бишкека не заслужила имени Вагова? При его активном участии и завод Ленина, и другие крупные предприятия начали действовать, и кинотеатр “Ала–Тоо” он открывал, и первый во всем СССР монумент герою войны — генералу Панфилову.

Сын «железки»
    В конце 1990–х годов бишкекской 49–й средней школе было присвоено имя самого знаменитого и до той поры незаслужнно забытого местного кызыл–аскерского жителя — Асаналы Толубаева.
    Он родился совсем неподалеку от нынешней школы, в бедной семье, в 1896 году. Великие революции 1905 и 1917 годов, 1937 год, сожравший многих других своих детей, коренным образом изменили толубаевскую судьбу.
    Простой малограмотный железнодорожный рабочий в 1937 году возглавил колхоз “Кызыл–Аскер”. А с 1938 по 1943 год Толубаева выдвигают на пост как бы президента республики — Председателя Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, все слова с больших букв! Потом снова был председателем родного колхоза. Умер в 1963–м.
    А в официальной иерархии самых главных в Кыргызстане в первые годы войны Толубаев был третьим по табели о рангах.
    Его предшественник на посту советского президента Кыргызстана, “всекыргызский староста” Абдукадыр Уразбеков, был замучен во фрунзенской тюрьме на улице Токтогула в 1938–м.
    Вот и про Толубаева с его “пятилеткой президентства” 1938–1943 годов так прочно забыли, что его смерть в 1962–м прошла незамеченной. И первая статья о нем в энциклопедии появилась только в 2015–м: благодаря публикациям “ВБ”!

Президент–поэт
    Уж за какие там толубаевские прегрешения одному Сталину известно, но Толубаева на посту “советского президента Кыргызстана” 22 марта 1943–го сменил Молдогазы Токобаев, председателем президиума Верховного Совета Киргизской ССР он был до 14 ноября 1945–го.
    Необычное назначение: предпрезидиума ВС стал поэт, писатель, один из первых кыргызских драматургов. Выпускник солидного московского Коммунистического университета трудящихся Востока имени Сталина!
    Токобаев родился в 1905–м в селе Тору–Айгыр тогда еще Семиреченской области Российской империи в крестьянской семье, рано лишился родителей, воспитывался в детском доме.
    Юность его комсомольская — ответсекретарь Караколского кантонного комитета комсомола. Был главным редактором газеты “Кызыл Кыргызстан”, ответственным секретарем Союза писателей республики, директором Киргизской госфилармонии. Затем вдруг 1–й секретарь Джалал–Абадского обкома партии, секретарь ЦК КП(б) Киргизии. После чего и стал ближе к концу войны “советским президентом”. После войны — опять разные довольно высокие парт– и госдолжности. Пока в 1957–м не вышел на пенсию и не “сосредоточился на писательской работе”.
    Может, где–то в архивах остались его воспоминания о необычной президентской работе военных лет? Надо искать.

Самый забытый
    Спасибо Центральному государственному архиву кинофотофонодокументов КР. Уважаемые архивисты во главе с Бегайым Аманкановой и Майей Суваналиевой специально для этого номера “ВБ” разыскали фотографию “человека номер 4” в партгосноменклатуре Кыргызстана военных лет. Всю войну на очень высокой должности второго секретаря ЦК КП(б) Киргизии был Кадыралы Джаналиев.
    Одновременно он занимал и пост председателя Верховного Совета Киргизской ССР (не путать с председателем президиума ВС!). Аналогичные посты в Москве занимали близкие сталинские приятели.
    Джаналиев был родом из Кара–Балтинской волости. Что характерно, окончил один класс сельской начальной школы, годичные курсы марксизма–ленинизма во Фрунзе (1936–1937) и курсы руководящих партработников при ЦК ВКП(б), Москва (1947). Этого было достаточно.
    Главнее считались другие вехи его биографии. Батрак по найму у кулака Ивкина в селе Старо–Николевка Аулие–Атинского уезда, крестьянин в хозяйстве отца в селе Талкан, рядовой Киргизского нацкавдивизиона РККА, председатель сельхозартели имени 15–го Партсъезда.
    Вскоре — инструктор Сталинского (Беловодского) райкома партии, замдиректора по политчасти МТС в селе Петровка Сталинского района, 2–й секретарь Сталинского РК КПК.
    И вот — 2–й секретарь ЦК КП(б) Киргизии с 1938 по 1949 год! Его власть была огромна. Биография толком до сих пор не написана.
    Хорошо, хоть фотографию удалось разыскать. Белых пятен истории военных лет еще много остается.
Александр ТУЗОВ.
Фото Центрального госархива кинофотофонодокументов КР.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”