№43 (11678)
Пятница, 26 июня 2020 года

COVID–19
Служба и днем, и ночью
До двух тысяч звонков в сутки поступает в службу “118”. Пожалуй, сейчас этот номер телефона стал самым горячим у нас в стране.
    А в информагентствах, соцсетях шквал недовольства работой службы, дескать, не можем дозвониться. Одним словом, караул! Корреспонденты “Вечерки” подежурили всего лишь один час в этой службе и убедились, что операторы выкладываются по полной. Телефонные звонки поступают один за другим. Не успели положить трубку, как на проводе другой абонент.
    — Поэтому обидно, конечно, когда нас ругают, это несправедливо, — говорит старший оператор ординатор КГМА Салтанат Омурдинова. — Но мы понимаем, что люди встревожены, боятся, начинают паниковать. Однако нередко сами поступают нечестно по отношению друг к другу и, я бы сказала, не по–человечески. В последнее время, например, появилось немало ложных вызовов. Звонят, перечисляют чуть ли не все признаки коронавирусной инфекции. Мы, естественно, оформляем сразу заявку на выезд мобильной бригады, а встречает ее вполне здоровый человек и требует сделать ему ПЦР–тест. А в это время, возможно, мобильную бригаду ждут в другом месте, где она действительно очень нужна.
    По словам Салтанат Маратовны, ежедневно они оформляют до трехсот заявок для мобильных медицинских бригад. Это много. Их врачи постоянно на колесах, каждый раз им приходится облачаться в новые СИЗ, от которых у многих страшная аллергия. Поэтому ложные вызовы иначе, как издевательством над врачами, не назовешь, тем более что работают они по 12–14 часов в сутки и живут на станциях.
    Служба же “118”, как мостик, соединяющий горожан с ЦСМ либо с мобильными бригадами. Она и создавалась с этой целью. Сегодня это, без преувеличения, мостик спасения для тысяч горожан. Специалисты службы, по сути, ведут квалифицированный врачебный прием по телефону. В ней работают шесть операторов, у всех высшее медицинское образование. Это необходимо, как пояснила Омурдинова, чтобы проводить клинический разбор каждого случая. Когда мы вчера приехали, одновременно прием велся по шести телефонам.
    — Очень много звонков по поводу температуры. И очень важно определить в самом начале: у человека простуда или какая–то симптоматика коронавирусной инфекции, — пояснила Салтанат Маратовна.
    Молодой человек, например, пожаловался на то, что у него температура 37,5 градуса держится уже три дня. Что делать, спрашивает? После нескольких вопросов выяснилось, что других симптомов COVID у него нет. Поэтому доктор дал ему номер телефона “горячей линии” ЦСМ, по которому он может связаться со своим семейным врачом и получить необходимые рекомендации и назначения.
    — Температура — это еще не признак, что у человека COVID–19. Спровоцировать ее может все, что угодно, любое заболевание, например, почек или обычная простуда. Поэтому если у человека только температура, причем невысокая, то мы не посылаем бригаду к нему. Но если что–то нас настораживает: либо дополнительно еще какие–то симптомы коронавируса, жалобы больного, то, естественно, к нему приедут врачи мобильной бригады, — продолжает молодой доктор Омурдинова. — Бывает такое, что человек, как мы выясняем при опросе, контактировал с больным, а потом у него поднялась температура, а следом затемпературили и другие члены семьи. Симптоматика коронавируса скудная. Но тот факт, что у всех членов семьи поднялась температура, уже настораживает. Поэтому в обязательном порядке всем им нужно сделать ПЦР–тест и выяснить, насколько серьезно они больны и чем.
    Кстати, как пояснили в “118”, врачи этих бригад не оказывают помощь, не ставят капельницы, не делают уколы. Они проводят анализы и передают материалы исследований в лаборатории, где определяют, болен или здоров человек. А из лабораторий результаты поступают в Госсанэпиднадзор. Если тест у человека положительный, то к нему приедет уже другая бригада для выяснения всех обстоятельств заражения и определения состояния его здоровья. Если оно не вызывает опасений и его жилищно–бытовые условия позволяют, то он может проходить лечение дома — под наблюдением семейного врача. Но даже если тест показал отрицательный результат, то человеку в любом случае надо обратиться в ЦСМ. В стационар же кладут тяжелых больных с COVID.
    — И такого не бывает, что мы не берем трубку специально. Просто все операторы постоянно заняты, и как только освобождается кто–то, звонок автоматически переключается на него. Причем служба работает круглосуточно. И уверяю вас, никто без помощи не останется, — сказала Салтанат Омурдинова.
    Городское управление здравоохранения мэрии г. Бишкека: 0(312) 318–767.
    Ленинский район:
    ОЦСМ №1 — 0(990) 88–80–30;
    ЦСМ № 2 — 0(990) 88–80–28;
    ЦСМ № 11 — 0(990) 88–80–29;
    ЦСМ № 12 — 0(990) 88–80–31;
    ЦСМ № 13 — 0(990) 88–80–32;
    ЦСМ №17 — 0(990) 88–80–33.
    Октябрьский район:
    ОЦСМ №6 — 0(990) 88–80–36;
    ЦСМ №15 — 0(990)88–80–15;
    ЦСМ №18 — 0(990) 88–80–35;
    ЦСМ №19 —0(990) 88–80–19.
    Первомайский район:
    ОЦСМ №3 — 0(990) 88–80–71;
    ЦСМ№7 — 0(990) 88–80–72;
    ЦСМ №14 — 0(990) 88–80–73;
    ЦСМ №16 — 0(990) 88–80–74.
    Свердловский район:
    ОЦСМ №5 — 0(701) 103–002;
    ЦСМ №4 — 0(701) 103–001;
    ЦСМ №8 — 0(701) 103–003;
    ЦСМ №9 — 0(701) 103–004;
    ЦСМ №10 — 0(701) 103–007.

Нина НИЧИПОРОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.