№54 (11689)
Пятница, 11 сентября 2020 года


Последний рубеж человечества
Продолжаем изучать российские киноновинки — на очереди пышная фантастика от режиссера “Гоголя” с отсылками к “Бегущему по лезвию” и “Чужому” под названием “Аванпост”.
    Его сюжет заключается в том, что в результате неизвестного катаклизма Землю накрывает мрак: электричества нет, связи нет, население планеты то ли погибло, то ли пропало, то ли еще что похуже. И только город Москву опоясывает так называемый круг жизни: это европейская территория России и немножко западные соседи. По границе круга проходит карантинная зона, на которой выставлены армейские аванпосты в ожидании нового удара непонятно кого.
    На аванпосте в Кировской области, которым командует немногословный майор (Константин Лавроненко), оказываются несколько главных героев. Тут и положительный потомственный вэдэвэшник (Алексей Чадов), спецназовец, работавший на гражданке таксистом (Петр Федоров), томная девушка–медик, по чудесному совпадению успевшая за месяц до этого в Москве переспать с одним и проехаться на такси второго (Лукерья Ильяшенко), и, наконец, журналистка в поисках истины (Светлана Иванова).
    “Аванпост”, спродюссированный каналом ТВ–3, сделан той же сьемочной группой, которая занималась мистической трилогией про жизнь Гоголя. Тот же молодой режиссер Егор Баранов, те же оператор, композитор и другие.
    Фильм начинается с ночной сцены ожидания атаки “неизвестно чего”, на этом самом аванпосте. Нам демонстрируют футуристичную и неоновую Москву с легким оттенком киберпанка. На экране появляется потомственный солдат Олег (Алексей Чадов) на свидании с девушкой Аленой (Лукерья Ильяшенко). После скромной постельной сцены герой вынужден с увольнительной отправиться опять в часть.
    А в это время во всем мире началось инопланетное вторжение, поделенное на классические волны. Сначала пришельцы отключили электричество и средства связи почти на всей планете (первая волна), затем уничтожили большую часть населения с помощью хитрого токсина (вторая волна), а часть выживших людей лишили воли и поработили (третья волна). Побочным эффектом стало появление настоящих экстрасенсов!
    Позже выясняется, что на Земле на протяжении 200 тысяч лет хозяйничали двое пришельцев, которых на человеческом языке правильнее было бы назвать “богами” — Ид и Ра. Имя первого отсылает нас к понятию “Ид”(оно) — описанному Зигмундом Фрейдом и олицетворяющим собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений. Ну а Ра — имя главного древнеегипетского бога, олицетворяющего Солнце.
    Ид и Ра должны были подготовить Землю к колонизации своими собратьями. Дело в том, что звезда пришельцев умирает, и они отправляются в многотысячелетнее путешествие к Солнцу. Первую партию захватчиков перебросили через гиперпространство, пока остальные добирались до пункта назначения в криогенном сне.
    Ид и Ра, прибыв на Землю, узнают, что планета уже населена высокоразвитыми цивилизациями — построившими пирамиды и подводные города. Для уничтожения конкурентов Ид и Ра создали человечество: агрессивные и быстро размножающиеся люди должны были истребить прежних хозяев планеты. И расчистить плацдарм для новых.
    Но что–то пошло не так, и люди создали свою цивилизацию, справившись с поставленной задачей за несколько тысячелетий до полномасштабного вторжения.
    Далее у Ида и Ра случился конфликт: первый захотел стать богом среди людей и покорить планету самостоятельно. Ра пытался придерживаться прежнего плана колонизации и при помощи управляемых рабов истреблял остатки человечества.
    В конце “Аванпоста” выжившие люди ценой потерь и неимоверных усилий убивают сначала Ра, а потом Ида. Выясняется, что оба пришельца имеют виды на человечество и преследуют строго свои цели. Например, Ид хочет убить всех соплеменников, чтобы стать главным на Земле.
    Когда космический корабль инопланетян приземляется, трое выживших героев — медик Алена, журналистка Оля и военный Олег — проникают на борт огромного звездолета. Их появление внутри с устройством Ра (типа пульт управления) активирует процесс пробуждения пришельцев, находящихся в анабиозе.
    Для того чтобы уничтожить врагов, главные герои начинают уничтожать трубы системы жизнеобеспечения — лишая инопланетян кислорода и возможности проснуться. Даже удивительно, что настолько хрупкая посудинка могла лететь сквозь космос 200 тысяч лет. В результате земляне убивают практически всех пришельцев. Но в последний момент останавливаются.
    Дело в том, что на борту космического корабля не только взрослые особи, способные жить “практически вечно”, но и дети. Хотя ранее Ид утверждал, что способность размножаться — прерогатива людей. Главные герои оставляют в живых инопланетных малышей.
    Смысл, видимо, в том, что космические дети станут новой надеждой человечества, помогут ему выжить и оправиться после почти полного истребления.

Владимир ПИРОГОВ.
Фото из Интернета.