Игра прекрасной шахматистки
Появилась возможность посмотреть драматический мини–сериал «Ход королевы» — экранизацию одноименного романа Уолтера Тевиса о юной гениальной шахматистке, которая борется с лучшими игроками мира и своей наркозависимостью. Главную роль исполнила Аня Тейлор–Джой («Сплит», «Ведьма»), а сценаристом и режиссером выступил Скотт Фрэнк («Особое мнение», «Логан»).
Фильм снят зрелищно и атмосферно. Даже непосвященному в тайны древней игры становится интересно, чем закончится борьба на доске и в жизни. Это история не только про шахматы, поднят целый пласт социальных проблем.
Судьба главной героини — Элизабет Хармон — цепляет с самых первых кадров. Девочка в возрасте 9 лет в страшной аварии теряет мать, а затем попадает в сиротский приют, где детей пичкают транквилизаторами. Однако знакомство со старым сторожем в подвале приюта оборачивается приятной находкой — Бет подглядывает за стариком, который сам с собой играет в шахматы, и мимоходом познает правила игры.
На протяжении всей картины образ Бет претерпевает интересные метаморфозы. Сначала мы видим угловатую, замкнутую, мрачную девочку–вундеркинда. Затем нескладного подростка в безвкусной одежде. Но по мере развития сюжета Элизабет Хармон превращается в стильную красотку, хотя внутренний лед по–прежнему ничем не растопить. Видимо, ее резкость, одержимость, напористость, эгоизм отталкивают мужчин. Она может нравиться, но как игрок, как красивая статуэтка, не более. Бет вне любви, вне эмоций.
Доска становится для нее отдушиной — реальностью, где она все контролирует, и скользкой дорожкой, ведущей к медленному самоубийству, как минимум, ментальному, что в этом спорте, к сожалению, не редкость. И если в первых сериях воображаемые фигуры на потолке кажутся чудом, отблеском сияния чистого разума, то ближе к концу их тени уже зловеще нависают над съежившейся героиней. От постоянной борьбы Бет с самой собой дух захватывает не меньше, чем от напряженных столкновений с опасными соперниками.
“Ход королевы” — довольно суровый роман воспитания, рассуждающий о цене таланта, однако тут не забывают и о частичной принадлежности к жанру спортивной драмы. Сериал стоит увидеть даже в том случае, если шахматы кажутся вам самым скучным занятием на Земле. Со стороны процесс воспринимать действительно непросто, глазу в нем сложно за что–то зацепиться. Но шоу блистательно решает эту проблему, насыщая повествование яркими визуальными образами и фокусируясь в первую очередь не на доске, а на живых реакциях игроков. Сценарист и режиссер Скотт Фрэнк сочетает рабочие комбинации из разных жанров, постоянно держа пару сюрпризов за пазухой и отправляя героиню то на дно, то на Олимп. Сравнительно длинная дистанция мини–сериала избавляет от скучных рамок, которые дали бы о себе знать, иди речь о полнометражном фильме.
Помимо качественной истории в сериале следует отметить и похвалить его визуальную часть. Начиная от прекрасной Ани Тейлор–Джой, исполнившей главную роль, — несомненном украшении этого фильма, заканчивая тщательно воссозданным антуражем 60–х, с вниманием к каждой мелочи в одежде, прическах, деталях интерьера. Все это украшено качественной операторской работой и чудесной музыкой.
“Ход королевы” не на шутку захватывает с первых кадров до финальных титров. Создателям удалось невероятно живо и увлекательно показать такую, казалось бы, “закрытую” игру. Среди множества новинок — это действительно “алмаз”. Очень советую посмотреть.
Владимир ПИРОГОВ. Фото из Интернета.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|