Пятница, 19 февраля 2021 года. №7 (11712) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Арт-событие

Эконом-класс
Премьер хочет падения цен
Как воздух фермерам нужны дотации
Городская черта
Милиция «бомбил» не замечает
Береги природу — сортируй отходы!
Фемида прокурору не указ
Особый случай
Обошлось без трансплантации
Родители требуют, чиновники не уступают
Эко-ньюс
То в жар, то в холод
Дышится реже
Эра милосердия
Насте нужна операция на позвоночник
Помогите спасти маму!
Ибрагиму и его ангелу–хранителю подарили квартиру
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Россия и мы
Кто защитит мигранта?
Разрешите въезд — приедем
Москве нужны соотечественники
Непрошедшее прошлое
Золотая пещера Иссык–Куля
Вечный зов
Бой в первый день войны
Арт-событие
Советские Ню и другие Ра...
Поднебесная в объективе
Французский писатель о настоящем Синьцзяне
Только научный путь
На урок без телефона
Подготовка к зимней Олимпиаде–2022 идет по графику
Спорт-ракурс
Через сугробы — к рекордам
Игры по правилам и без
Наши за границей
Девочка Асель из секретного городка
Утрата
Прощай, звезда!
Мы обязательно встретимся
Киномания
Судьба футболиста и человека
куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 05.03.2021
атмос. давление 704 мм
относит. влажность 79 проц.
радиационный фон 06.03.2021 мкР/час

 на 7.30
восход 18.55 заход 0...+2
ночью +3...+5 днем 1

Учетный курс валют
 на 05.03.2021
84,70
101,81
1,144
0,1936
12,30



Советские Ню и другие Ра...
Сто двадцать две неповторимые работы представил бишкекской публике известный художник Константин Шкурпела.Персональная выставка мастера под названием “Советские Ню и другие Ра...”, проходящая в данный момент в галерее “Дубовый парк”, — это ироничный взгляд на наше недавнее прошлое со всеми его достоинствами и недостатками.
    Экспозиция, которая проходит в рамках проекта POSTTOTAL фонда BILIMKANA и TOLON MUSEUM, по–своему уникальна. Интригует уже само название. Если “Ню” — это обнаженная натура, то кто такие “Ра...”? В мифологии древних египтян Ра — бог солнца, верховное божество. Можно предположить, что, придумывая название выставке, под загадочным “Ра...” автор имел в виду верховных правителей советской эпохи, изображения которых были в те времена повсюду. Но на самом деле “ра...” — это всего лишь сокращение от слова “работы”, поскольку, кроме обнаженной натуры, на выставке Константина Шкурпелы много и другого интересного.
    Для того чтобы разместить все экспонаты, большого выставочного зала на первом этаже галереи Союза художников не хватило. Они заняли также и весь второй. Основная масса работ была сделана Шкурпелой еще в 90–е годы прошлого века. Он сам и двое его коллег, объединившись, каждый день на протяжении многих лет работали с обнаженными моделями. Сейчас Константин Алексеевич, как он выразился, привел эти работы в порядок и выставил на суд публики. Так что зрителям предоставляется возможность увидеть и то, каким было его понимание искусства тогда и как изменились его взгляды за тридцать лет.
    Шкурпела рассказал нам, что в далеком 1989–м у него проходила выставка, которая так и называлась “Обнаженная модель”. Вспомнил два кардинально противоположных мнения посетительниц той экспозиции. Одна написала: “Я пришла посмотреть на обнаженную модель, но, кроме проституток, больше никого не увидела”. А другая выразилась так: “Восхищаюсь художником! Как он жалеет нас — женщин, которых общество довело до такого состояния”. На открытии нынешней персональной выставки Шкурпелы все было уже гораздо проще. Подавляющее большинство посетителей составляла молодежь. Парни и девушки в основном делали селфи на фоне работ мастера и тут же выкладывали свои фото в Интернет.
    — Вообще я стремлюсь создавать такие работы, которые, даже если бы меня попросили, не смог бы повторить, — говорит Константин Шкурпела. — Во многие намеренно ввожу какие–нибудь уникальные антикварные предметы. В советские времена они носили утилитарный характер. Эпоха ушла, время изменилось, люди выбросили их на помойку. А я — художник — нахожу их и дарю вторую, новую жизнь. И эта их уже духовная жизнь будет длиться столько, сколько проживет произведение искусства, частью которого они стали.
    В нынешнюю экспозицию вошла живопись Шкурпелы, интересные объекты и необычные инсталляции. Когда ему предложили стать участником проекта POSTTOTAL и высказаться на тему истории страны, он сразу же предупредил, что интересуется советским периодом. Говоря о мастере, искусствоведы относят Шкурпелу к убежденным нонконформистам. Сам художник считает, что отчасти это так, но в его творчестве есть одно существенное отличие.
    — Если взять советское искусство, то там было два направления, — поясняет Константин Шкурпела, — соцреализм, когда художники изображали человека будущего — красивого, честного, некий идеал, и нонконформизм. Несогласные с политическим и общественным строем художники критиковали власть, общепринятые нормы, правила и прочее. То, что я делаю, каким–то образом напоминает творчество художников–нонконформистов. Но есть разница, причем большая. Тогда общество критиковалось изнутри. Я же смотрю на ситуацию извне. У меня позиция историка. Цитирую и изображаю, как отрицательное, так и положительное.
    Взгляд Константина Шкурпелы на наше общее советское прошлое полон иронии и доброй ностальгии. На расстоянии в несколько десятилетий увидеть положительные моменты, наверное, действительно гораздо проще, нежели живя в тоталитарном государстве. Как, впрочем, и показать страшное.
    — У меня есть большая серия под названием “Лжемузыкальные инструменты”, — продолжает художник. — На многих из них написан текст педагога Макаренко о том, что мы должны воспитать человека, который будет счастливым. Вроде бы, все правильно, красиво. Это пропагандировалось по радио. Но когда было сказано? В 1937 году! Когда шли массовые репрессии, проходили суды троек и так далее. То есть это фарс. И мои работы нужно воспринимать с той же позиции. На вид это музыкальный инструмент, но на нем уже нельзя сыграть музыку.
Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото автора.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”