№7 (11712)
Пятница, 19 февраля 2021 года


Советские Ню и другие Ра...
Сто двадцать две неповторимые работы представил бишкекской публике известный художник Константин Шкурпела.Персональная выставка мастера под названием “Советские Ню и другие Ра...”, проходящая в данный момент в галерее “Дубовый парк”, — это ироничный взгляд на наше недавнее прошлое со всеми его достоинствами и недостатками.
    Экспозиция, которая проходит в рамках проекта POSTTOTAL фонда BILIMKANA и TOLON MUSEUM, по–своему уникальна. Интригует уже само название. Если “Ню” — это обнаженная натура, то кто такие “Ра...”? В мифологии древних египтян Ра — бог солнца, верховное божество. Можно предположить, что, придумывая название выставке, под загадочным “Ра...” автор имел в виду верховных правителей советской эпохи, изображения которых были в те времена повсюду. Но на самом деле “ра...” — это всего лишь сокращение от слова “работы”, поскольку, кроме обнаженной натуры, на выставке Константина Шкурпелы много и другого интересного.
    Для того чтобы разместить все экспонаты, большого выставочного зала на первом этаже галереи Союза художников не хватило. Они заняли также и весь второй. Основная масса работ была сделана Шкурпелой еще в 90–е годы прошлого века. Он сам и двое его коллег, объединившись, каждый день на протяжении многих лет работали с обнаженными моделями. Сейчас Константин Алексеевич, как он выразился, привел эти работы в порядок и выставил на суд публики. Так что зрителям предоставляется возможность увидеть и то, каким было его понимание искусства тогда и как изменились его взгляды за тридцать лет.
    Шкурпела рассказал нам, что в далеком 1989–м у него проходила выставка, которая так и называлась “Обнаженная модель”. Вспомнил два кардинально противоположных мнения посетительниц той экспозиции. Одна написала: “Я пришла посмотреть на обнаженную модель, но, кроме проституток, больше никого не увидела”. А другая выразилась так: “Восхищаюсь художником! Как он жалеет нас — женщин, которых общество довело до такого состояния”. На открытии нынешней персональной выставки Шкурпелы все было уже гораздо проще. Подавляющее большинство посетителей составляла молодежь. Парни и девушки в основном делали селфи на фоне работ мастера и тут же выкладывали свои фото в Интернет.
    — Вообще я стремлюсь создавать такие работы, которые, даже если бы меня попросили, не смог бы повторить, — говорит Константин Шкурпела. — Во многие намеренно ввожу какие–нибудь уникальные антикварные предметы. В советские времена они носили утилитарный характер. Эпоха ушла, время изменилось, люди выбросили их на помойку. А я — художник — нахожу их и дарю вторую, новую жизнь. И эта их уже духовная жизнь будет длиться столько, сколько проживет произведение искусства, частью которого они стали.
    В нынешнюю экспозицию вошла живопись Шкурпелы, интересные объекты и необычные инсталляции. Когда ему предложили стать участником проекта POSTTOTAL и высказаться на тему истории страны, он сразу же предупредил, что интересуется советским периодом. Говоря о мастере, искусствоведы относят Шкурпелу к убежденным нонконформистам. Сам художник считает, что отчасти это так, но в его творчестве есть одно существенное отличие.
    — Если взять советское искусство, то там было два направления, — поясняет Константин Шкурпела, — соцреализм, когда художники изображали человека будущего — красивого, честного, некий идеал, и нонконформизм. Несогласные с политическим и общественным строем художники критиковали власть, общепринятые нормы, правила и прочее. То, что я делаю, каким–то образом напоминает творчество художников–нонконформистов. Но есть разница, причем большая. Тогда общество критиковалось изнутри. Я же смотрю на ситуацию извне. У меня позиция историка. Цитирую и изображаю, как отрицательное, так и положительное.
    Взгляд Константина Шкурпелы на наше общее советское прошлое полон иронии и доброй ностальгии. На расстоянии в несколько десятилетий увидеть положительные моменты, наверное, действительно гораздо проще, нежели живя в тоталитарном государстве. Как, впрочем, и показать страшное.
    — У меня есть большая серия под названием “Лжемузыкальные инструменты”, — продолжает художник. — На многих из них написан текст педагога Макаренко о том, что мы должны воспитать человека, который будет счастливым. Вроде бы, все правильно, красиво. Это пропагандировалось по радио. Но когда было сказано? В 1937 году! Когда шли массовые репрессии, проходили суды троек и так далее. То есть это фарс. И мои работы нужно воспринимать с той же позиции. На вид это музыкальный инструмент, но на нем уже нельзя сыграть музыку.

Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото автора.