критический взгляд
Кто защитит мигранта?
Джамилахан БЕГИЕВА, член Совета по связям с соотечественниками за рубежом, председатель региональной общественной организации “Центр содействия развитию российско–кыргызских взаимоотношений “Мекеним — Ала–Тоо”:
–Время, конечно, покажет, был ли толк от проведенной масштабной оптимизации правительства. Понятно, что сделано это не от хорошей жизни, а в целях жесткой экономии. Но скупой, не случайно же говорят, платит дважды. Я имею в виду упразднение Государственной службы миграции. Считаю это большой ошибкой нынешних властей.
Проблема миграции — одна из серьезнейших и острейших сегодня в стране, поскольку она касается более миллиона наших граждан, вынужденных в поисках работы оставить родину, семьи, чтобы кормить, одевать их, а точнее сказать, помочь им выжить. Более миллиона — это только количество мигрантов, которые непосредственно работают за рубежом. А сколько детей, жен, стариков остались здесь, они полностью материально зависят от них. Это полстраны, не меньше. В селах, особенно на юге, нет дома, глава которого не уехал бы на заработки. А то и несколько человек сразу, в том числе молодые женщины. Вот поэтому вопрос миграции должен быть одним из приоритетных у правительства, поскольку он касается миллионов кыргызстанцев — от мала до велика.
Но в усеченной структуре правительства нет службы миграции, слово “миграция” вообще даже не упоминается в названии ни одного из образованных министерств. На вопрос депутата ЖК Евгении Строковой при утверждении структуры правительства, куда делась эта служба, премьер–министр ответил, что на сегодняшний день служба миграции — это структура, которая входит в состав правительства как госорган. Вопрос об определении службы пока решается.
Предлагалось, что функции Госслужбы миграции могут быть распределены между Минздравсоцразвития и МИД. Первому передадут внутреннюю миграцию. Второму — внешнюю. Так оно и вышло.
Делить службу миграции на части ни в коем случае было нельзя. Куда бы ее ни передали, в любом министерстве она будет падчерицей. Нас заверяли, что масштабная оптимизация правительства проводится с целью ликвидации дублирующих госорганов. Но ни одно ведомство не дублировало функции Государственной службы миграции.
Ни одно из этих двух министерств, которым передали ее, ранее не занималось проблемами миграции. И боюсь, понятия о ней их руководство имеет весьма смутные. Хотя именно мигранты помогают государству удержаться на плаву. Они ежегодно переводят в страну колоссальные деньги — более двух миллиардов долларов. А в 2018 году вообще в страну поступило 2 миллиарда 650 миллионов долларов. Да, эти деньги получили родственники мигрантов. Но эти же средства остаются в стране, благодаря им улучшается товарооборот, выплачиваются налоги и так далее. Но как тяжело достаются эти деньги нашим гражданам, вынужденным работать за рубежом. Они нуждаются в постоянной поддержке государства.
У нас огромная, повторяю, проблема с миграцией. Хочется, конечно, верить предвыборным обещаниям, что все мигранты вернутся на родину через два года. Но сейчас необходим сильный орган, который бы защищал наших соотечественников на чужбине. А кроме того, есть проблема торговли людьми, и противодействовала этому во многом упраздненная ныне служба.
Только благодаря компетенции, профессионализму сотрудников бывшей, увы, Госслужбы миграции, велась целенаправленная и большая работа. Благодаря в том числе и им Россия предоставила преференции и льготы нашим трудовым мигрантам, которые не имеют граждане других стран СНГ. Наши граждане уравнены в трудовых правах с россиянами, они имеют медстраховку. Это во многом облегчило им жизнь в чужой стране. И сами мигранты ощущали эту поддержку государства и чувствовали себя под его защитой, увереннее в чужой стране. А теперь люди даже не знают, к кому обращаться в случае, например, невыплаты заработной платы. А таких фактов немало. Например, сотрудники службы миграции за последние четыре года вернули обманутым трудовым мигрантам 230 миллионов рублей, добивались этого через суды, вели переговоры с работодателями, которые стали дисциплинированнее и справедливее в отношениях с кыргызстанцами, поскольку знают, что в случае жалоб последуют новые серьезные разборки со специалистами представительства Госслужбы миграции. Они помогали нашим соотечественникам и в поисках рабочих мест, заключали даже соглашения с крупными предприятиями для трудоустройства кыргызстанцев.
Но теперь, судя по всему, упразднят и представительство госслужбы в России, куда очень часто обращались трудовые мигранты со своими проблемами. В лучшем случае могут оставить одного сотрудника, который, возможно, будет находиться при посольстве. Но пока этот вопрос в подвешенном состоянии. А проблем у мигрантов не становится меньше. В условиях пандемии коронавирусной инфекции и экономического кризиса они обострились, их стало больше, самых разных, которые по тем или иным причинам человек не в состоянии решить самостоятельно. Люди остались без жилья, нередко теряют работу, у них нет финансовой “подушки безопасности”. Конечно, колоссальную работу ведут и лидеры диаспор, землячеств, но все–таки представители службы миграции крайне необходимы. Ведь это еще и выражение заботы государства о своих гражданах, которые временно вынуждены жить и работать за рубежом. Кричат, что представительство госслужбы в Москве обходилось государству ежегодно в 25 миллионов сомов. Да, большие деньги. А судьбы миллиона с лишним кыргызстанцев — не в счет? Как можно бросить соотечественников на произвол судьбы, оставить без защиты в чужой стране? У посольства тоже ограничен штат, и оно не сможет в полной мере помогать трудовым мигрантам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Сейчас, например, крайне важен вопрос о страховании жизни мигрантов. Он назрел давно и просто кричит. Многие наши соотечественники работают на стройках. А это всегда сопряжено с риском для жизни. Случаев, когда они получали увечья и даже разбивались, упав с высоты, много. И этим вопросом вплотную начала заниматься Госслужба миграции. Но вряд ли теперь у кого дойдут руки до решения этого важного в жизни каждого мигранта вопроса.
Сотрудники представительства, например, разбирались в ситуациях, когда по вине работодателя случались несчастные случаи, во время которых люди получали травмы. И только после этого работодатели вынуждены были выплачивать соответствующую компенсацию пострадавшим. Сотрудники также улаживали межнациональные конфликты. Возможно, кто–то может сказать, что это могут сделать и сотрудники дипмиссии. Но, на мой взгляд, у посольства все– таки другая миссия — решение вопросов межгосударственного уровня — экономических, гуманитарных, культурных. В большинстве случаев посольство направляет людей к лидерам диаспор и землячеств, в представительство службы миграции. И это правильно. А куда людям обращаться сейчас, когда уже нет как таковой службы миграции? Диаспоры и землячества тоже не могут взвалить ворох проблем соотечествеников, решение которые находится не в их компетенции. Выходит, что государство оставляет своих граждан в других государствах без защиты?
Кстати, в службе работали чуть больше сорока человек. И сделано было многое, в частности: разработана концепция миграционной политики, велась работа, как я уже сказала, с соотечественниками, диаспорами. Но всего этого может и не быть уже. Жаль простых людей. Я знаю, видела, как тяжело им живется вдали от родины. И Госслужба миграции была той крепкой ниточкой, которая связывала их с ней. А теперь ее оборвали...
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|