№13 (11718)
Пятница, 2 апреля 2021 года

главный атрибут
Электронный дневник. За и против
Старый добрый дневник, куда мы записывали расписание уроков, домашние задания, похоже, скоро уйдет в историю. Из–за “дистанционки” электронные дневники и журналы начинают вытеснять бумажные носители.
    По данным управления образования столичной мэрии, в 90 школах города используют электронные дневники и журналы. Услуга — коммерческая и стоит 270 сомов в год. Ее предлагают несколько частных фирм. Родители заключают договор с компанией, которую выбрала школьная администрация.
    Большинство родителей довольны тем, что они могут в любое время видеть в своем смартфоне оценки детей, посещаемость и домашние задания.
    — С электронного дневника ребенок не сотрет оценки и не переделает тройку в пятерку. Поэтому не придется в школе смотреть школьный журнал, — говорит папа 6–классника Каныбек Акматов.
    — В средних классах, да и в старших, дети уже толком не заполняют дневник, не всегда дают учителю для оценки. А так хоть какой–то контроль. Да и при онлайн–учебе для нас это единственный способ смотреть оценки и задания, — говорит мама 8–классника Олеся Иванова.
    Но есть немало случаев, когда в семье нет ни компьютера, ни смартфона, тем более Интернета, а сами дети живут у бабушек–дедушек, которые не умеют пользоваться приложениями. К тому же многим родителям школьников не хочется лишаться главного школьного атрибута.
    — У нас в школе два варианта: электронный и бумажный. На мой взгляд, оба нужны. Электронный больше для родительского контроля, бумажный — чтобы ребенок приучался сам фиксировать свои дела, домашние задания, — считает мать 3–классницы Диана Каримова.
    — Для учителей — это дополнительная нагрузка. Я, например, против электронных дневников. Не собираюсь его скачивать или подключать. Я своему ребенку доверяю. Постепенно нам отменят все бумажные документы об образовании, все будет в едином приложении. И я сомневаюсь и в безопасности сведений, и в том, что все эти программы не подвергнутся хакерской атаке или не будут использоваться злоумышленниками, — переживает бишкекчанка Ольга Б.
    В бишкекских школах электронные дневники начали внедрять еще 13 лет назад. Но в большинстве из них этот процесс начался только во время пандемии. Во время карантина учителям, школьникам и родителям пришлось экстренно подключаться к онлайн–платформам.
    И все–таки часто цифровая документация лишь дополняет классическую, но не заменяет ее. Загруженным учителям нововведение дается непросто: кому–то не хватает времени, кому–то — навыков работы с электронными устройствами.
    — Для учителей — это лишняя нагрузка. Тяжело дублировать оценки и туда, и сюда. В результате теряется время на сам урок. Иногда педагогам приходится после уроков заполнять электронные журналы у себя дома. К тому же не все учителя старше 40 лет владеют техническими навыками, — говорит один из учителей.
    В школе–гимназии № 33 проект “Электронный дневник” реализуют уже третий год. Здесь полностью отказались от бумажных дневников и журналов.
    — Еще до пандемии 70 процентов учителей перешли на самостоятельное ведение электронного журнала, обучить остальных было уже несложно. У нас есть единая интегрированная программа, для учителя это электронный журнал, в котором он сразу во время урока вносит сведения и оценки, а они автоматически попадают в электронные дневники учеников. Мы долго искали такую систему, был и неудачный опыт. Сейчас мы распечатываем электронные журналы один раз в четверть, и эти сведения хранятся на случай возможных сбоев, — рассказал “ВБ” заместитель директора Анатолий Прокушкин.
    Педагоги–практики отмечают: для полноценного перехода к ведению учета успеваемости в электронном виде компьютер с доступом в Интернет должен стоять на рабочем столе каждого педагога, чтобы учитель во время урока мог сразу выставлять оценки в журнал. Увы, так далеко не везде.
    По данным столичного управления образования, у которого собственный сайт “в отключке” из–за долгов с прошлого года, на Интернет для школ и детсадов Бишкека требуется 5 миллионов 220 тысяч сомов.
    А в горбюджете этих денег не предусмотрели! А это значит, что расходы по обеспечению Интернета в школах лягут на родительские фонды.

Наталья КРАЙНОВА.
Фото из Интернета.