Пятница, 2 апреля 2021 года. №13 (11718) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Городская черта

Политрасклад
В кабмине Улукбека Марипова рулят чекисты и дипломаты
Впереди — затяжное восстановление
Права человека
Комиссия выше закона
Продбезопасность
Золотое руно, почему исчезло оно?
Начнем поливать, но по капельке
Городская черта
Мэрский обман как норма?
Новая жизнь дорог
Эра милосердия
Юлия МарЧенко: Меня быстро сделали забитой жертвой
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Сотрудничество
Год под светом лампы
Люди в скорби склоняют головы
В Россию теперь попадут не все
Студентов ждет образовательный туризм
Экзаменовка
Реальная учеба — пока не всем
Электронный дневник. За и против
Шанс для выпускников
Поиски и находки
На нем защитна гимнастерка, для конспирации она
Книжный мир
Все о евреях
Поднебесная в объективе
Ложь не изменит правду
Китай опровергает обвинения
Один цветок весны не делает
Гость редакции
Пешком через Боом
Киномания
Война — это предельно страшно
Подмостки
Плененные Виолеттой и Альфредом
Примите участие в «Сотворении мира»
Спорт-ракурс
Как школяры победили мужиков
Успеем заскочить в последний вагон?
куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 16.04.2021
атмос. давление 696 мм
относит. влажность 40 проц.
радиационный фон 17.04.2021 мкР/час

 на 6.18
восход 19.44 заход +8...+10
ночью +21...+23 днем 1

Учетный курс валют
 на 16.04.2021
84,78
101,05
1,101
0,1882
11,35


конфликт
Мэрский обман как норма?
Транспортная компания «Шыдыр жол Kg» заявила о готовности в течение трех лет завезти в столицу около семисот автобусов большой вместимости за свой счет. Есть даже планы по строительству автосборочного предприятия. Но мэрские чиновники не идут навстречу бизнесменам, хотя на каждом углу кричат о необходимости привлечения инвесторов.

Словам закон не писан
    Путь этой компании на транспортном рынке Бишкека оказался довольно–таки тернистым. А началось все в мае 2017 года, когда на кольцевой маршрут № 35 вышли привезенные ей новенькие автобусы. Воодушевленные тем, что мэрия отдала один из центральных маршрутов столицы, а также пообещала проработать вопрос дотаций, транспортники решили завезти сто машин вместимостью 80 пассажиров каждая, работающих на газе.
    Расчеты показывали, что крупная покупка обойдется фирме в довольно большую сумму. А тариф за проезд в 8 сомов не способствует, чтобы вернуть вложенные деньги, не говоря о прибыли. Именно поэтому мэрия и пообещала, что решит вопрос с дотациями.
    Увы, финансовую помощь перевозчики не получили и не стали торопиться с покупкой обещанного количества машин, ограничась на первом этапе полутора десятками автобусов, каждый из которых, кстати, обошелся бизнесменам в 90 тысяч долларов.
    — В 2016 году между нами и муниципалитетом был подписан меморандум о сотрудничестве, — рассказала корреспонденту “Вечерки” еще в 2017 году генеральный директор “Шыдыр жол Kg” Токтобюбю Оргалча. — Фирма взяла на себя обязательство приобрести сто автобусов марки Hengtong вместимостью до 80 пассажиров и выпустить их на городские маршруты. Причем речь о современных моделях, оснащенных газовыми двигателями, пандусами, системой видеонаблюдения. И здесь важно подчеркнуть, что договоренности шли в рамках программы государственно–частного партнерства.
    Однако все пошло не так. Главный пункт соглашения предусматривал предоставление компании пяти маршрутов на пять лет. Однако когда первые 12 машин приехали в столицу, они более месяца просто стояли, так как фирме не выделяли маршрут. Руководство даже подумывало увезти технику в другой город, например в Ош. Но потом власти все–таки дали линию № 35. Правда, вместо пятилетней аренды каждый раз заключаются трехмесячные договоры.
    Перевозчиков также беспокоила конкуренция со стороны многочисленных бусиков. Причем, по словам директора, чиновники еще на этапе подписания меморандума обещали, что, как только большие машины выйдут на маршрут, дублирующие микроавтобусы № 113 и 213 сразу уберут. И первый действительно убрали. Случилось это в июне 2017 года.
    По словам Токтобюбю Оргалчи, муниципалитет обещал проработать вопрос о дотациях за перевозку льготников. Чиновники должны были сделать это заранее, но вынесли его на обсуждение депутатов горкенеша только тогда, когда новые машины уже колесили по улицам. Но окончательного решения все равно принято не было. К тому же транспортники рассчитывали, что оплата за проезд повысится до 10 сомов.
    Меморандум сотрудничества предусматривал и выделение территории, чтобы можно было ставить автобусы на ночь, ремонтировать их, мыть, проходить медосмотр водителей.
    — Их временно разместили в автопарке на улице Кустанайской. Говорили, сначала нужно выиграть конкурс, чтобы уже основательно заселиться на территорию базы, а потому фирма не могла установить диагностическое и ремонтное оборудование, автоматизированные мойки и все остальное. Автобусы вынуждены мыть вручную, компьютерную диагностику узлов и агрегатов делают с помощью ноутбука.
    Сто автобусов — это было только начало. Мы планировали завезти 600–700 и выйти не только на столичные улицы, но и на пригородные, а также междугородные направления. Наш китайский партнер готов поставлять запчасти, ремонтное оборудование на хороших условиях. Но из–за того что процесс затянулся, производитель может отказаться от сотрудничества. Ведь чтобы получить такие условия, мы взяли на себя определенные обязательства. Заводу нужно продавать свою продукцию, а не сидеть в ожидании чуда, — рассказала руководитель фирмы.

Ситуация не поменялась
    С того момента прошло почти четыре года. Обещанная фирмой сотня автобусов в Бишкек так и не приехала. Почему за все это время компания так и не смогла набрать обороты? Об этом и многом другом рассказал известный транспортник–активист Алтынбек Доспаев, который на данный момент является заместителем директора предприятия “Шыдыр жол Kg”.
    — Проблемы остались, появились и новые, — говорит Доспаев. — Во–первых, по–прежнему не решен вопрос дотаций или повышения тарифа, чтобы покрывать элементарные расходы. Во–вторых, нам выделен всего гектар на автобазе по улице Кустанайской. Хотя там 9 практически пустующих гектаров. Мы просим освободить предприятие от арендной платы, чтобы хоть как–то нивелировать влияние низкой стоимости проезда. В–третьих, на линию снова вернули 113–й маршрут, который полностью копирует наш.
    С микроавтобусами история еще более темная. В свое время Нариман Тюлеев, когда в Бишкек привезли первые китайские автобусы, убрал бусики № 113, 114, 213 и 214–й с кольцевой линии. Их место заняли большие машины. Однако потом случилась революция 2009 года, и перевозчики под шумок обратились в прокуратуру, чтобы та отменила решение мэра. Надзорный орган пошел у них на поводу, и микроавтобусы вернулись, а автобусы вскоре исчезли.
    — Затем 113–й снова ушел в 2017 году, когда вышла на рынок фирма “Шыдыр жол Kg”. Но приказом управления городского транспорта от 7 ноября 2019 года бусики снова выведены на линию. Вопреки нашим договоренностям! Оказалось, что после упразднения маршрута № 113 его владельцы подали в суд на мэрию и выиграли, ссылаясь, что получили линию на основании конкурса. Хотя о каком конкурсе идет речь, непонятно.
    И вот уже полтора года маршрутные такси не дают нам нормально работать. Выручка упала, водители уходят, так как не могут выполнить план. А потому мы направили в мэрию письмо с требованием убрать 113–й маршрут, как это было прописано в нашем с муниципалитетом договоре. В противном случае будем вынуждены закрыть линию № 35. К слову, по этой же причине мы ранее закрыли линию № 5, — объясняет транспортник.
    При этом фирма в случае предоставления территории и выполнения мэрией других взятых на себя обязательств (о дотациях) по–прежнему готова поставить в Бишкек большое количество автобусов и даже привлечь инвесторов для строительства завода.
    — До конца этого года мы можем завезти в столицу 150 автобусов, до конца следующего — еще 350, а до конца 2023–го поставить 200 электроавтобусов. Причем все машины будут оснащены системой безналичной оплаты, видеокамерами, GPS–навигаторами и прочим оборудованием. Вот именно для их размещения и содержания нам и требуется вся территория базы на Кустанайской.
    Мало того, мы хотим наладить в Бишкеке сборку пассажирской техники большой вместимости с довольно внушительной производительностью. А это серьезные налоговые отчисления в бюджет и многочисленные рабочие места для наших граждан. Все это отражено в договоре, подписанном с мэрией. То есть мы готовы вложить огромные деньги, но чиновники упорно не хотят с нами работать. Как это понимать?! Очень хотелось, чтобы на это обратил внимание президент. Ведь он четко обозначил свою позицию: стране нужны инвесторы. Быть может, его вмешательство заставит муниципальные органы шевелиться, — надеется Алтынбек Доспаев.
Сергей ШВЕЦ.
Фото автора.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”