№13 (11718)
Пятница, 2 апреля 2021 года


На нем защитна гимнастерка, для конспирации она
Новой находкой Астемира Абдрахманова, старшего правнука главы правительства Кыргызстана 1927–1933 годов, стала уникальная фотография, на которой Юсуп АБДРАХМАНОВ запечатлен с несколькими военными.
    В нынешнем году отмечается 120–летие со дня рождения знаменитого прадеда Астемира, и свою находку он посвящает этому юбилею.
    В “Дневнике” самого Юсупа за 1928–1932 годы немало упоминаний о военных и военной службе. Правда, до сих пор опубликована только примерно половина этого “Дневника”, но и там много интересного.
    Например о том, как Юсуп не единожды использовал свое красноармейское обмундирование для конспирации. Понимал, что ему, главе Совнаркома, далеко не о всех безобразиях с мест сообщают. В точности, как за почти полторы тысячи лет до этого багдадский калиф Гарун аль–Рашид в описании поэта Николая Гладкова: “И придворные, лицемеря, Говорили ему, что в Багдаде Преисполнено все благодати, Но Гарун аль–Рашид им не верил. Он, себя за купца выдавая, Посещал караван–сараи И, вино распивая, от пьяных Узнавал обо всех изъянах. Был Гарун аль–Рашид халифом, Но не верил ни льстивым фразам, Ни причесанным сводкам–мифам, А старался быть ближе к массам!”. Аналогично Юсуп в начале января 1931–го инкогнито посетил джалал–абадский базар, побывал в нескольких чайханах. То же самое он проделал в большом селе Кара–Суу на полдороге между Джалал–Абадом и Ошом.
    — Никто из тех, которые говорили на темы дня на базаре и в чайханах, не подозревали, что я сижу около них, чтоб подслушать их разговоры. Красноармейские шлем и полушубок оказались прекрасными маскировочными одеяниями, — пишет в своем дневнике хитроумный Юсуп.
    Он объявлял себя красноармейцем–калмыком, не знающим тюркских языков. И специально разговаривал только на русском.
    — Если бы люди знали, что сидящий рядом с ними красноармеец на самом деле председатель Совнаркома, они бы не были так откровенны! — объяснил свою мистификацию Абдрахманов.
    Таким образом он узнал о том, что вооруженные милиционеры вспарывают одеяла и подушки, отбирают вату, лишь бы выполнить план сдачи хлопка.
    — Недовольство огромное. Их разговоры вполне подтверждают опасения о возможности возникновения басмачества. Кто они такие? Я не знаю. Может быть, они те, которых мы подвели под кулаков и зажиточных и основательно на них нажали? — как бы спорит сам с собой Юсуп.
    Довелось ему услышать и горькие слова узбекских аксакалов о том, что большевики — это власть мошенников, заставляющая людей собирать хлопок из–под снега, отчего те болели и умирали.
    А откуда у Юсупа была красноармейская форма? Оказывается, он неоднократно проходил военную переподготовку для руководящего состава, получил звание военкома кавалерийского соединения.
    Однажды он даже придумал план переброски красноармейцев за границу “с массовым переодеванием”.
    Дневниковая запись за 7 января 1931 года свидетельствует, что глава правительства говорил с уполномоченным ГПУ в Ошском округе Беляевым о возможных выступлениях новых басмаческих шаек и о способах ликвидации тех, которые за кордоном.
    “Красноармейцев переодеть в национальные костюмы, изобразить их басмачами, на границе устроить с ними бой с холостыми патронами, будто мы их вытесняем, и таким образом перебросить через границу. Это, пожалуй, единственный способ, который обеспечит разгром басмаческих шаек за кордоном”, — записал в дневнике Юсуп.
    Не в момент ли разработки “маскарадного” плана сделана найденная фотография?

Александр ТУЗОВ.
Фото из архива семьи АбдрахмановЫХ.