№14 (11719)
Пятница, 9 апреля 2021 года

реакция
Конфликт есть — автобусов нет
Мэрия Бишкека ответила на претензии со стороны частной фирмы. Чиновники не видели своей вины в возникшей ситуации. Они считают виновными аппонентов.
    Скандал между столичной мэрией и транспортной компанией “Шыдыр жол Kg”, похоже, набирает обороты. По мнению чиновников, именно бизнесмены нарушают условия соглашения, в то время как муниципалитет постоянно призывает их к переговорам.
    Напомним, в прошлом номере газеты “Вечерний Бишкек” была опубликована статья “Мэрский обман как норма?”. В нем представители фирмы “Шыдыр жол Kg”, обслуживающей автобусный маршрут № 35 , рассказали о непростых, мягко говоря, отношениях с городской администрацией. В частности, предприниматели заявили, что на этапе договоренностей в 2016 году компания обязалась завезти в Бишкек сначала 100 автобусов, а потом довести эту цифру до 600 и более машин. В планах было обслуживание не только столицы, но и пригорода. Чиновники же обещали повысить тариф на проезд до 10 сомов, обеспечить дотациями за перевозку льготников, а также убрать все дублирующие маршрутные такси.
    Однако мэрия не выполнила ни одного из своих обещаний. Про тарифную политику прекрасно известно всем горожанам. Вопрос дотаций был лишь вынесен на обсуждение профильной комиссии горкенеша, но решения по нему так и не приняли. А по маршруту 35–го автобуса колесит микроавтобус № 113.
    По этим причинам “Шыдыр жол Kg” приостановила закупку обещанных автобусов, каждый из которых стоит примерно 90 тысяч долларов. Бизнесмены не могли позволить себе такой риск, имея дело со столь необязательным партнером, как мэрия. Ведь речь идет об очень больших деньгах, которые при таком подходе не известно, когда будут отбиты.
    Недавно свою точку зрения обозначила мэрия. Она сообщила, что еще 2 марта представители компании “Шыдыр жол Kg” побывали на приеме у исполняющего обязанности мэра Бактыбека Кудайбергенова. Он поручил разобраться в этом вопросе своему заместителю Руслану Акылбекову, у которого также проводились неоднократные совещания. И якобы управление городского транспорта неоднократно приглашало транспортников к диалогу, но с их стороны не последовало никакой реакции.
    Городская администрация обвиняет “Шыдыр жол Kg” и в том, что от горожан поступали многочисленные жалобы на санитарное и техническое состояние автобусов, грубость водителей.
    Чиновники сообщили, что, согласно меморандуму от 16 декабря 2016 года, перевозчик обязался поставить не менее 40 автобусов до конца 2017 года, затем якобы сто машин. Но они в Бишкек так и не приехали.
    Как отмечают в мэрии, фирме было выделено три маршрута: кольцевой 35–й, который она сейчас вынуждена делить с маршруткой № 113, пятый, от которого бизнесмены отказались из–за его низкой рентабельности, и 25–й. Но на 35–м работает всего 10–11 автобусов, когда должно быть 14, 5–й закрыт, а 25–й вообще не обслуживался компанией. Кроме того, у инвестора имеется задолженность перед управлением муниципального имущества за использование территории автопарка на улице Кустанайской, которая составляет чуть более миллиона сомов.
    В общем, по мнению представителей муниципалитета, именно бизнесмены виноваты в сложившейся ситуации.

  • взгляд
        В объяснения мэрии можно было бы поверить, если не знать ее методы работы. А заключаются они в том, что на словах чиновники готовы предоставить любому инвестору самые лучшие условия. Но по факту ничего не делают, а порой, наоборот, мешают.
        В ответе муниципалитета ни слова не сказано о том, какие обязательства брали на себя власти и насколько они выполнены на данный момент. И это не мудрено, ведь хвастаться им особо нечем. Дотаций нет, тариф на проезд за 5 лет так и не подняли, дублирующие микроавтобусы не убрали.
        Даже обычные организационные вопросы управление городского транспорта решить не в состоянии. По словам директора “Шыдыр жол Kg” Токтобюбю Оргалча, на этапе договоренностей им обещали выделить пять маршрутов. Причем сразу. Но растянули процесс на годы и предложили не пять, а три.
        Поэтому вполне логично, что инвестор боится дальше вкладывать деньги. Ему нужен надежный партнер. Мэрия, увы, потеряла доверие. Фирме пришлось обращаться к президенту с просьбой помочь запустить механизм по поставке автобусов.
        Горожане хотят ездить на безопасном и комфортном транспорте, а не на разбитых колымагах–бусиках, водители которых не соблюдают впридачу элементарных правил дорожного движения. И эта мечта вполне возможна, если в мэрии не будут вставлять палки в колеса.

    Сергей ШВЕЦ.