№16 (11721)
Пятница, 30 апреля 2021 года


Забастовка под колпаком
Накануне в мессенджерах и интернет–пространстве неизвестными лицами была распространена информация, что 3 мая водители столичных микроавтобусов устроят очередную забастовку. Требования все те же — поднять тариф, причем незамедлительно. Представители транспортных компаний уверяют, что действуют некие провокаторы, они к этой информации не имеют никакого отношения.
    Напомним, в середине января водители столичных микроавтобусов неожиданно объявили забастовку и потребовали поднять тариф на проезд. Сделали они это так же подло, как и во время прошлых своих акций протеста, — просто оставили десятки пассажиров на улицах города. На остановках творилось такое столпотворение, что невольно вспомнились 90–е годы, когда общественный транспорт после развала Союза практически перестал курсировать.
    Все здравомыслящие люди прекрасно понимали, что тариф нужно поднимать, это веяние времени. Но не таким же способом! Есть профильные ассоциации, СМИ, городские власти. В общем, лоббируйте свои интересы цивилизованными способами.
    Кстати, мэрия в лице тогдашнего и.о. градоначальника Балбака Тулобаева сразу откликнулась на проблему. С недовольными перевозчиками был проведен ряд встреч, после которых чиновники запустили довольно сложную процедуру изменения стоимости проезда. Она заключается в подготовке экономического обоснования, проведении анализа регулятивного воздействия Минэкономики, вынесении предложений на общественные обсуждения, а потом уже — на рассмотрение депутатов городского парламента. Маршрутников сразу предупредили, что это займет как минимум три месяца. Тем более что на носу были выборы в городской кенеш, новый созыв которого и будет рассматривать вопрос.
    После этого было подготовлено несколько вариантов развития ситуаций.
    Первый — оставить все как есть. Но в этом случае чиновники прогнозировали дальнейший развал сферы пассажирских перевозок в столице. Ведь износ подвижного состава колеблется от 40 до 70 процентов. А деятельность городских пассажирских предприятий, независимо от форм собственности, остается убыточной. Но если муниципальные автопарки хоть как–то субсидируются со стороны мэрии, то частным перевозчикам не выделяется ни тыйына.
    Второй вариант заключается в повышении оплаты за проезд в муниципальном транспорте (автобусы и троллейбусы) до 11 сомов, а в маршрутных такси до 15. К слову, именно такую таксу и просили частные перевозчики во время своих первых выступлений. Это уже потом они передумали и решили, что для полного счастья все–таки нужно 19–20 сомов.
    И, наконец, третий путь: поднять тариф в муниципальных автобусах до 15 сомов, троллейбусах — до 11, в маршрутках — до 19.
    Чиновники называют наиболее приемлемым второй сценарий. Подготовленные предложения 26 апреля вынесли на обсуждение широкой общественности, опубликовав их на официальном сайте мэрии. После него документ направят в Министерство экономики и финансов. То есть остается совсем чуть–чуть до его рассмотрения новым составом Бишкекского горкенеша. Но тут как гром среди ясного неба грянула информация, что на 3 мая готовится очередной бунт.
    Вице–мэр Русланбек Акылбеков тут же встретился с водителями маршруток и руководством перевозческих компаний, а также представителями профильных ассоциаций. На встрече, помимо тарифа за проезд, обсуждалось уменьшение налоговых сборов для шоферов, чтобы облегчить на них нагрузку. Однако от них потребовали решать вопросы в рамках правового поля. Организация протестов и сбоев в работе общественного транспорта является грубым нарушением договоренностей между городской властью и пассажирскими компаниями.
    Но даже на этой встрече прозвучали требования незамедлительного повышения стоимости проезда и угрозы не выйти на линии. Дескать, в последнее время ГСМ существенно поднялись в цене, а потому деньги нужны прямо сейчас. До отдельных индивидуумов никак не доходит, что есть установленная законом процедура, обойти которую никак нельзя. Иначе решение об изменении тарифа будет незаконным.
    Затем была еще одна встреча, в которой, помимо транспортников, приняли участие акимы всех районов, представители налоговой службы, а также ГКНБ и МВД. На ней начальник ГУВД Бишкека Азамат Ногойбаев отметил, что ситуация под контролем, обстановка отслеживается, зачинщики саботажа устанавливаются. Правоохранительные органы совместно с управлением городского транспорта проводят разъяснительные беседы с руководителями частных фирм–перевозчиков о недопущении сбоя в работе.
    Выразили свою поддержку столичным службам и представители ГКНБ. Они заявили, что окажут содействие в выявлении деструктивных сил, нагнетающих обстановку и создающих негативное общественное мнение в отношении мэрии и транспортных компаний. Чекисты заявили, что все эти лица будут привлечены к ответственности в соответствии с законом.
    Вице–мэр Русланбек Акылбеков добавил, что столичные власти должны поддерживать малый и средний бизнес в столице. Поэтому соответствующим службам поручено упростить получение необходимых для перевозки документов. Например, медицинских справок и лицензий.
    В общем, на этот раз чиновники действительно озаботились проблемами перевозчиков. Жаль только, что в их числе есть те, кто мутит воду. Что же касается предполагаемой забастовки, то столичные власти заявили, что 3 мая на всех конечных остановках будут дежурить мобильные бригады. Они намерены проверять частоту выхода маршруток на линии.
    Горожан же просят направлять свои предложения и комментарии по поводу предлагаемых вариантов изменения тарификации в общественном транспорте на электронную почту: transport305@mail.ru

  • компетентно
        Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя ассоциации перевозчиков “Альянс–Бус” Григория Николаиди:
        — Мы сейчас проводим просветительскую работу среди наших водителей, — рассказал председатель объединения. — Разъясняем, что процедура изменения тарифа действительно очень сложная и требует много времени. К тому же на сегодняшний день еще не сформирован новый состав городского кенеша, который будет принимать решение. Призываем не поддаваться на провокации.
        Также с нашей стороны выражена готовность вместе со столичными службами организовать группы на конечных остановках, чтобы отслеживать любые попытки дестабилизировать ситуацию 3 мая. Мы очень надеемся, что провокаторов найдут и накажут. Так как законопослушные водители действительно боятся, что нарушители могут сделать им что–нибудь плохое.

  • взгляд
        Водители маршрутных такси рискуют окончательно потерять лицо перед горожанами, которые их и без того недолюбливают. Давайте говорить открыто правила дорожного движения нарушают практически все из них. Основные проступки — посадка–высадка в неположенных местах, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и бесконечные разговоры по мобильному телефону во время движения, курение за рулем. Интернет пестрит видеороликами об этом.
        Мало того, очень часто шоферы хамят пассажирам. Да и неопрятность машин вызывает чувство отвращения. Горожане недовольны, но вынуждены ездить.
        Забастовка только обострит эти отношения. И тогда о повышении тарифов вряд ли придется говорить еще долгое время. Население будет против. А его мнение нельзя не учитывать. Установить же личности провокаторов ни для МВД, ни для ГКНБ не станет проблемой. Можно с большой долей вероятности утверждать, что сами шоферы прекрасно знают, кто у них верховодит и призывает к саботажу.

    Сергей ШВЕЦ.
    Фото автора и из Интернета.