Пятница, 4 июня 2021 года. №21 (11726) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Панорама дня

Политрасклад
Дело Кумтора: почему сажают депутатов и чиновников
Разборки с Centerra коснутся и бывших президентов
Наука и жизнь
Время умных
Продбезопасность
Ловись, рыбка, большая и малая
Экополис
Зеленые технологии туризма
Маленькая страна
Каникулам быть! Несмотря на пандемию
Чем заняться после школы?
Хватило бы на всех отцов
Эра милосердия
Между небом и землей
Плати или выселяйся, а некуда
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg
Закулисье
Драма столичного театра
Поднебесная в объективе
Увидеть прекрасный Синьцзян
Сообщество единого здравоохранения против пандемии
Спорт-ракурс
До кубка не доскакали
В Токио поедут далеко не все, кто мог бы
Вечный зов
Начшколы Миттельман во Фрунзе
Важная миссия Ирины
От деревни осталось несколько дворов
«Еду, еду домой!»
Мемориально
Таким Поэт живет средь нас
Хронометраж
Тайны золотой лихорадки
Киномания
Первая ходка туриста–наемника

Метеосводка по Бишкеку
 на 12.11.2021
атмос. давление 701 мм
относит. влажность 36 проц.
радиационный фон 13.11.2021 мкР/час

 на 7.49
восход 17.41 заход 0...+2
ночью +14...+16 днем 1

Учетный курс валют
 на 12.11.2021
84,73
97,68
1,179
0,1884
11,75


баста, маршрутники!
Протест состоялся. Что дальше?
Водители микроавтобусов в очередной раз устроили забастовку и не вышли на линии, чем наглядно продемонстрировали всем горожанам, что от этого вида транспорта, по крайней мере, в таком большом количестве, нужно избавляться как можно скорее. Но вместе с этим нужно еще быстрее избавляться от популистов в мэрии, чья бестолковость довела сферу пассажирских перевозок до ее нынешнего состояния.

А что им будет–то?
    В минувшую среду водители столичных микроавтобусов массово не вышли на работу, что спровоцировало транспортный коллапс. Он выразился в огромных толпах народа на остановочных площадках и набитых под завязку автобусах и троллейбусах.
    Обычно информация о предстоящих акциях протеста распространяется загодя по всем имеющимся средствам массовой коммуникации. Но в этот раз было лишь несколько сообщений в мессенджерах и соцсетях. А потому горожане в большей своей части ни сном, ни духом не знали о готовящейся стачке. Для многих она грянула как гром среди ясного неба.
    Ну а тем, кто все же увидел сообщение о предстоящей несанкционированной акции, спутала карты мэрия Бишкека. Ее представители заявили, что в управлении городского транспорта состоялось совещание с фирмами–перевозчиками. Их руководители заверили, что не заинтересованы в раскачивании ситуации. И это действительно так. У фирм есть договорные обязательства перед мэрией, в случае нарушения которых они могут лишиться маршрутов.
    Также перевозчики сообщили, что большинство водителей (примерно 90 процентов от общего числа) не планирует митингов. Однако среди них есть 5–10 провокаторов, раскачивающих ситуацию.
    От правоохранительных органов в адрес транспортников поступило предупреждение, чтобы они держали своих подопечных в узде. Иначе пригрозили последствиями в рамках законодательства.
    Увы, все это не возымело никакого эффекта. И не потому, что фирмы–перевозчики ослушались и решили сделать по–своему. Нет, просто водители не подчинились требованиям своих руководителей, прекрасно осознавая, что им за это ничего не будет. Ну не пойдет ведь компания на такой шаг, как увольнение всех своих шоферов. А другого варианта тут нет — либо всех, либо никого.

Набитые троллейбусы и обнаглевшие таксисты
    В общем, несмотря на уверения муниципалитета, забастовка состоялась. С утра в этот день наша корреспондентская группа проехалась по центральным магистралям, чтобы оценить ее последствия. Мы не встретили ни одного микроавтобуса. Их не было вообще. Хотя мэрия опять же рапортовала, что не вышли на работу 70 процентов подвижного состава. Откуда чиновники черпают такую информацию, непонятно.
    Так вот, скопление пассажиров на остановках в часы–пик — это нормально. Обычно основной ажиотаж наблюдается с 7.00 до 8.30 утра. К 9 часам количество желающего уехать народа резко сокращается.
    Но не в этот раз. Толпы стояли в ожидании транспорта и в 9, и в 10, и даже в 11 часов. И это притом, что муниципальный транспорт работал без отдыха, который обычно положен после прохождения каждого круга. Не очень помогло подкрепление от администрации аэропорта “Манас”, которая выделила собственные автобусы. Их разместили на линии № 100. Да и волонтеры в лице простых автомобилистов и сотрудников мэрии и ее структурных подразделений, подвозившие горожан совершенно бесплатно, тоже не смогли значимо переломить ситуацию. Хотя за их старания хочется сказать огромное спасибо от лица всех горожан.
    Но, как говорится, кому война, а кому мать родна. Вот и для бишкекских таксистов выходка их коллег с маршрутных линий стала настоящей манной небесной. Они заламывали такие цены, что волосы вставали дыбом. И даже при таком раскладе вызвать машину через таксомоторную компанию было просто невозможно.
    “Бомбилы”, работающие от бордюра, применили другую схему, работая как маршрутка, — подъезжают к остановке, называют направление, куда едут, и собирают всех, кому по пути. Потом с каждого берут оплату. И если в начале дня это были скромные 20 сомов, то потом доходило до 50 и 100 сомов с человека. То есть за рейс, который в обычное время стоит 100–120 сомов, таксист брал 300–400.

Объясняешь, но им...
    Мы наведались и на одну из самых больших конечных, расположенных в 12–м микрорайоне. Хотели пообщаться с водителями. Ведь во время всех предыдущих забастовок именно там происходили встречи перевозчиков с представителями столичных властей. После них, как правило, недовольные шоферы все же выходили на работу.
    Но на площадке стояло от силы десять машин. Водители сидели поодаль, рядом с толпой пассажиров, которые не могли уехать. Выглядело это как какая–то насмешка над людьми. На вопросы корреспондента “ВБ” отвечали охотно, но ничего нового не сообщили.
    — Все подорожало: продукты, хлеб запасные части, горюче–смазочные материалы. И только проезд остался неизменным. А мы ведь такие же люди, как и все остальные. У нас есть семьи, дети, кредиты, аренда и так далее. Мэрия зимой пообещала решить вопрос с тарифом в мае. Сейчас уже июнь, а результата нет, — заявили перевозчики.
    Примечательно, что их нисколько не смутил тот факт, что мэрия действительно сделала практически все возможное для решения этой проблемы, но выборы в городской кенеш, без согласия которого невозможно поднять тариф, признаны несостоявшимися. То есть сейчас физически нет законодательного органа, который мог бы дать добро на повышение стоимости проезда.
    — Объясняем водителям, что их поведение, напротив, еще больше настраивает горожан против них, но бестолку. Сказали, что Минэкономики уже утвердило проект повышения тарифа. Нужно лишь дождаться новых выборов горкенеша. Однако они уперлись и не хотят никого слушать. Большая часть шоферов даже на конечные остановки не приехала. Кто–то среди них пустил слух, что будут бить стекла, — рассказали представители одной из транспортных компаний, с которыми удалось поговорить на конечной остановке.
    К слову, на месте дежурило несколько экипажей патрульной милиции. Правоохранители сообщили, что их распределили по всем конечным остановкам на случай каких–нибудь потасовок. Но везде все тихо.

Мэрия лишь развела руками
    В среду днем состоялась пресс–конференция, на которой вице–мэр Русланбек Акылбеков рассказал о текущей ситуации и мерах, которые планирует принять муниципалитет. Их, к слову, не так уж и много.
    — После прошлой забастовки была образована специальная группа, которая изучила вопрос повышения тарифа и внесла свои предложения — оставить все как есть либо поднять стоимость проезда до 15 или 19 сомов, — сказал чиновник. — За основу взяли второй вариант. Документ был вынесен на общественное обсуждение, а затем его передали на согласование в Министерство экономики. И буквально за день до забастовки оттуда пришло положительное заключение. Теперь проект будет внесен на рассмотрение в горкенеш.
    — Воздействовать на маршруточников напрямую муниципалитет не может, так как мы ведем дела с фирмами. При этом мы многократно проводили разъяснительную работу и с администрациями, и с шоферами, объясняли процедуры, сроки и прочие нюансы. Но все–таки компании не выполнили своих договорных обязательств, — заключил Русланбек Акылбеков.
    Он подчеркнул, что будут приняты законные меры к провокаторам, которые угрожают всем остальным водителям, требуют не выходить на линии. Но помнится, и в прошлый раз чиновники грозились их найти и покарать. До сих пор, видимо, ищут.
    На вопрос, когда маршрутки выйдут на работу, чиновник сообщил, что это пока не известно. Ситуация будет обсуждаться на встрече с представителями компаний. Туда, к слову, представителей СМИ не пустили, но обещали обо всем рассказать после.
    Правда, рассказывать было нечего. На встрече речь снова шла о повышении тарифов. Хотя обе стороны прекрасно понимают, что решение может принять только местный законодательный орган. А его нет.
    Доводы представителей компаний, которые встречались вечером в среду со своими водителями, тех не убедили. В четверг бусики на линиях так и не появились.

Очередной меморандум
    Русланбек Акылбеков заявил, что в июле в Бишкек должны поступить 350 автобусов, работающих на газе, согласно подписанному меморандуму о сотрудничестве с компанией “Эко пассажирские перевозки”. Бизнес–структура приобретает технику, а мэрия со своей стороны предоставляет ей маршруты.
    Чиновники рассчитывали, что машины поступят в июне текущего года. Но из–за накладки с поставкой газовых комплектующих сроки пришлось передвинуть на июль.
    — Это первая партия. Вообще же фирма хочет закупить примерно 1000 машин и выпустить их на бишкекские дороги. Впрочем, мы тоже изыскиваем средства для покупки автобусов. Так как для полного охвата города нужно примерно 1300–1500 машин, — сообщил вице–мэр.

  • взгляд
        После этой выходки перестали поддерживать водителей столичных микроавтобусов даже те немногочисленные горожане, которые не выступали против повышения тарифов. Причем если предыдущие забастовки еще находили оправдание, так как чиновники действительно не шевелились в решении вопроса тарификации, то у нынешней совершенно нет причин. Мэрия выполнила свое обещание — подготовила проект, провела его через все необходимые процедуры и внесла в городской кенеш. Но разве она виновата, что итоги выборов были аннулированы? Или сами маршрутники живут на Луне и не знают, какая сложилась ситуация в республике?
        Без преувеличения можно сказать, что они подложили свинью горожанам. Причем сделали это подло, исподтишка, застав людей врасплох.
        Но надо быть справедливыми до конца и признать, что нынешняя забастовка, как и все предыдущие, — это лишь следствие. Причина кроется в популистах из мэрии, которые долгие годы затягивали решение вопроса с повышением тарифа, оправдываясь возможным социальным напряжением. Что получили в итоге? Разве сейчас нет социального напряжения?
        За последние лет десять сменилось энное количество мэров, и никто из них не взял на себя ответственность за столь непопулярное решение, хотя можно было разработать специальный график и повышать раз в год или два таксу всего на один сом. Для горожан это не было бы таким ударом, как резкий скачок сразу на 5 сомов.
        Также в столице со времен Тюлеева не нашлось ни одного мэра, который бы вплотную занялся организацией собственного муниципального парка автобусов или троллейбусов либо созданием условий для частных инвесторов. Техника покупалась лишь изредка, небольшими партиями. Хотя ежегодно можно было бы приобретать в среднем 100 машин, и через 5 лет ситуация в сфере пассажирских перевозок изменилась бы кардинально.
        Инвесторов тоже никто не привлекал конкретными условиями, а не красивыми обещаниями. Кроме громких пафосных речей, Бишкек ничего не слышал и не видел.
        В общем, нынешняя ситуация показала три вещи. Первая. Тариф должен корректироваться постоянно, в соответствии с текущими реалиями. Вторая. Нужно разрабатывать такие механизмы, с помощью которых можно воздействовать на перевозчиков в случае саботажа. Вплоть до наложения огромных штрафов. Ибо все вопросы нужно решать цивилизованными способами. И, наконец, третья. Мэрия последнее десятилетие кишит бестолковыми людьми (как среди руководящего состава, так и на уровне исполнителей), от которых нужно просто избавляться.
    Сергей ШВЕЦ.
    Фото автора.

    Версия для печати
    К содержанию номера
    На главную страницу
  • О нас
    Контакты
    Обратная связь
    Гороскоп
    Реклама

    Архив ВБ
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    Реклама
    Рейтинг
    Реклама
    Designed by: Axenov Vyacheslav
    Programmed by: Voevodin Ilya
    © 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”