Пятница, 8 октября 2021 года. №40 (11745) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Синематика

Подробности
Кафе без табака
Смертники у границ ЦА
Эра милосердия
Морфий для Паши был, вот только его прятали аптекари...
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Синематика
«Над сценарием работал больше 25 лет»
В одной команде — матери и дочки

Метеосводка по Бишкеку
 на 22.10.2021
атмос. давление 703 мм
относит. влажность 91 проц.
радиационный фон 23.10.2021 мкР/час

 на 7.23
восход 18.08 заход +1...+3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 22.10.2021
84,72
98,33
1,190
0,1913
11,65



«Над сценарием работал больше 25 лет»
Оскаровский комитет Кыргызстана принял решение выдвинуть на соискание премии “Оскар” Американской академии кинематографических искусств и наук игровую картину “Шамбала” режиссера Артыкпая Суюндукова.
    94–я церемония вручения премии “Оскар” намечена на 27 марта следующего года.
    Фильм “Шамбала”, в основу сценария которого легла повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”, был снят в прошлом году. И уже завоевал восемь международных наград на престижных кинофестивалях, среди них “Ника”, приз московского международного кинофестиваля “Будем жить!”, приз за лучшую режиссуру XXVI на Международном кинофестивале в Калькутте.
    Корреспондент “Вечерки” встретилась с режиссером, и он рассказал, что над сценарием фильма работал больше 25 лет, согласовывал его с Чингизом Айтматовым и получил одобрение писателя.
    — В 1973 году в российском журнале “Новый мир” была опубликована повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”. Я тогда был студентом ВГИКа, и эту повесть воспринял очень близко, даже нашел в ней какие–то моменты из своего детства. Загорелся мечтой снять по ее мотивам фильм. Но узнал, что на “Кыргызфильме” Болот Шамшиев уже готовится к запуску съемок фильма “Белый пароход”. И моя мечта рухнула, — рассказал Артыкпай Суюндуков. — В 1992 году во Фрунзе я закончил съемки фильма “Плакальщица” на “Кыргызфильме”. Он был приглашен на ташкентский международный фестиваль, получил приз за лучшую режиссуру. На фестивале присутствовал известный турецкий режиссер и продюсер Мехмет Танрысевер. Ему фильм очень понравился, он выкупил его, дублировал на турецкий. Предложил мне сотрудничество, сказал, если есть идеи, он готов субсидировать. Тогда я решил предложить снять фильм по повести “Белый пароход”, но съемки должны были пройти в Турции.
    Подготовка к съемкам затянулась, в турецкой кинокомпании произошел финансовый кризис. Проект был приостановлен. Но мечта снять этот фильм у режиссера осталась. Он переделал сценарий на кыргызский вариант.
    В 2018 году в Кыргызстане объявили конкурс к 90–летию Айтматова. Сценарий Суюндукова был одобрен. Когда режиссер приступил к съемкам, в горах уже было холодно, трава пожухла. С трудом удавалось найти редкие участки, где еще оставалась зелень. Снимали и днем, и ночью. Основные сцены были сняты в Нарыне, в Боомском ущелье, большая часть съемок прошла в Кемине.
    — Очень помогало местное население, люди относились к нам очень приветливо. В последний день съемок выпал снег по колено, успели, можно сказать, в самый последний момент, — рассказывает режиссер. — А во время монтажа картины началась пандемия, студия была закрыта на карантин. Но пробный вариант фильма мы сдали вовремя. Он и был отправлен на различные фестивали. Через год мне пришлось искать спонсоров, чтобы доработать итоговый вариант. Помогли на киностудии “Айтыш фильм”, а также очень поддержал сын, который вложил свои деньги в постпродакшн.
    Суюндуков рассказывает, что во время съемок у фильма было несколько рабочих названий, но в конце остановился на “Шамбале”. В переводе с кыргызского “шам” — это “свеча”, а “бала” — “мальчик”. Получается “мальчик, несущий свет”. Главный герой такой и есть. Также Шамбала — это удивительное место, где сбываются сокровенные мечты. Но туда может попасть не каждый, только чистые души с высокими помыслами.
    Режиссер признается, что во время съемок было очень сильное психологическое давление, ведь знаменитый фильм “Белый пароход” режиссера Болота Шамшиева уже завоевал любовь и признание сотен тысяч зрителей. Все недоумевали: зачем переснимать заново? И в конечном итоге у Артыкпая Суюндукова появилось 85–90 процентов сцен, которых нет в повести, режиссер привнес другие сюжетные линии и образы. От оригинала остался только философский посыл.
    Особо съемочная группа переживала за то, как справится со своей ролью Артур Аманалиев. На момент съемок ему было всего 7 лет, но он очень правдоподобно сыграл своего героя, смог передать его характер. Возможно, потому, что в киноперсонаже отражены черты судьбы и самого мальчика, воспитанника интерната. Его актерскую игру отметили и на “Киношоке” в Анапе, там он получил приз за лучшую главную роль. А через месяц лучшим его признали в конкурсной программе Московского кинофестиваля.
    Исполнителю роли старика Момуна Насрету Дубашеву был тоже вручен приз за лучшую мужскую роль. В детстве он сыграл в знаменитых фильмах “Небо нашего детства”, “Первый учитель”. Больше 50 лет он не снимался в кино, жил в селе. Суюндуков пригласил Дубашева на съемки и не прогадал. А роль Орозкула исполнил главный режиссер ошского драмтеатра Талант Апыев.
Айжан МАМБЕТАЛИЕВА.
Фото предоставлены киностудией “Айтыш фильм”.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”