№40 (11745)
Пятница, 8 октября 2021 года

острый вопрос
Тарифы подняли. Что дальше?
Итак, городской кенеш утвердил новыетарифы на проезд в общественном транспорте.
    Теперь, судя по заявлениям представителей мэрии, должна появиться возможность обновить парк подвижного состава. Но так ли это на самом деле?
    Напомним, повышению стоимости предшествовали многочисленные забастовки водителей, включая самую масштабную в июне текущего года, когда город почти неделю оставался без маршрутных такси. Cправедливости ради, надо отметить, до этого саботажа перевозчики многократно поднимали вопрос изменения оплаты за проезд перед столичными властями. Но чиновники все время откладывали его решение из–за опасений недовольства горожан.
    И вот наконец депутаты БГК поддержали проект постановления о повышении оплаты за проезд в общественном транспорте. С 1 ноября — а это, кстати, будет понедельник — пассажиры начнут платить 11 сомов в троллейбусах и больших автобусах (с объемом двигателя свыше 3 литров) вне зависимости от формы собственности. В маршрутных такси, а также в малых автобусах (с объемом двигателя меньше 3 литров) — 15 сомов. Для пенсионеров проезд в бусиках с 9.00 до 17.00 увеличивается до 8 сомов.
    Во время обсуждения вице–мэр по цифровизации и транспорту Таалайбек Орозов утверждал, что новые ставки позволят обновить общественный транспорт, усовершенствовать его работу. Ведь сейчас из–за неэффективного управления, плохой координации в этой системе возникла ситуация, когда частники могут совершенно безнаказанно диктовать свои условия.
    Так, по имеющейся у депутатов горкенеша информации, владельцы лицензий ежедневно собирают с хозяев микроавтобусов по 2–3 тысячи сомов. Эти деньги не фиксируются ни в одних документах, соответственно, с них не выплачиваются налоги.
    При этом у транспортных компаний отсутствуют собственные автопарки и производственные базы, что является нарушением законов о транспорте. Ремонтом маршруток занимаются не фирмы–лицензиаты из амортизационных фондов, которые должны существовать, а сами водители бусов. В общем, нарушений пока много.
    Но есть в этой сфере и куда большие проблемы, которые связаны с плохой организацией работы и тотальной коррупцией. Касается это и муниципальных, и частных предприятий.
    Ни для кого не секрет, что на этапе внедрения электронной системы оплаты за проезд водители многих троллейбусов сами ломали валидаторы, чтобы пассажиры платили им наличными. В таком случае у водителей есть возможность забирать себе то, что поступает сверхустановленного плана. Точнее, не только себе, но и всем остальным участникам коррупционной цепочки.
    Кроме того, валидаторы при условии, что все горожане перейдут на безналичный расчет, позволят выявить истинный пассажиропоток. А это в свою очередь даст возможность подсчитать точные суммы, зарабатываемые троллейбусным и автобусным предприятиями. И тогда вполне может оказаться, что действующие тарифы и безо всякого поднятия отвечают сегодняшним реалиям.
    Но созданием условий для оптимального развития общественного транспорта никто не занимается, так как бардак в сфере выгоден опять же коррупционерам — в нем легче маскировать получение незаконных доходов. А потому, скорее всего, продолжат звучать бравурные речи о светлом будущем, в котором многочисленные инвесторы встанут в очередь, страстно желая перевозить бишкечан. По факту же найдется мало смельчаков, пожелающих закопать огромные деньги в сфере, которой правят подобные функционеры.

Сергей Швец.