Пятница, 29 июля 2022 года. №28 (11785) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Панорама дня

Приозерье
Калейдоскоп сезонных безобразий
Территория ДТП
Эра милосердия
Выжить любой ценой!
Особый случай
Через полчаса было бы уже поздно
Маршрутки мчатся к бедам
На память о Мастере
И в августе будет горячо

Метеосводка по Бишкеку
 на 05.08.2022
атмос. давление 692 мм
относит. влажность 41 проц.
радиационный фон 06.08.2022 мкР/час

 на 5.56
восход 20.18 заход +20...+22
ночью +28...+30 днем 1

Учетный курс валют
 на 05.08.2022
82,96
85,14
1,339
0,1175
9,00



Как за месяц выбрать 966 директоров?
Нынешнее лето ознаменовалось прямо–таки взрывом образовательных реформ. До начала учебного года остался всего лишь месяц, а у нас в самом разгаре массовое увольнение школьных директоров и организованная для них полоса препятствий с тестированием и прочими странноватыми проверками на соответствие занимаемой должности. А еще у нас такое же скоропалительное объединение вузов, решение дважды в год проводить там вступительные экзамены и начинать семестры с сентября и января.
    Но для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение — хоть в сентябре, хоть в январе, — сначала надо все–таки школу окончить. В связи с этим сейчас на первое место выходит отбор новых директоров школ, которые будут претендовать на места уже снятых управленцев за то, что они проработали в этой должности более 5 лет.
    Директор школы в Кыргызстане — явление, зачастую вообще не поддающееся логическому осмыслению. С одной стороны, он всем и всегда много чего должен (даже такого, чего нет в его должностной инструкции). С другой стороны — от него при этом мало что зависит. До недавнего времени толпа недовольных легко сметала с должности того, кто ей не по нраву, и так же легко приводила на его место более подходящего. Министерство образования и науки играло, как правило, роль стороннего наблюдателя. Так было совсем недавно в Новопавловском инновационном лицее, откуда недовольные родители буквально выгнали директора Диляру Абдуллаеву, не принимая во внимание, что при ней лицей по–настоящему расцвел. И каждый предлагаемый Минобразом новый директор проходил отбор у этой самой толпы. Многие не проработали и недели...
    В свете своих “грандиозных” реформ министерство тоже (правда, не нахрапом и не так топорно) может теперь аккуратно убирать с директорских постов неугодных и давать возможность поначальствовать нужным людям. И все это под прикрытием беспристрастной автоматизации, исключающей коррупцию.
    Президент Садыр Жапаров подписал Указ “О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций КР”. Этот акт напрямую касается школьных директоров, которые теперь не могут занимать эту должность более пяти лет, а при назначении на место должны подтвердить свое соответствие квалификационным требованиям. К тому же сдать экзамен в форме теста, включающий вопросы по таким дисциплинам, как управленческий менеджмент, педагогика, возрастная психология, нормативные правовые документы. От будущего директора требуется также базовое владение компьютерными технологиями. Ну и понятно, что он должен иметь высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы; быть в статусе дееспособного, без судимостей и медицинских противопоказаний. Это все понятно, и хорошо, что такой серьезный багаж знаний и умений претендентам придется предъявлять при назначении.
    Правда, остаются вопросы к собственно тестированию. Этот метод оценки знаний уже проявил себя с не лучшей стороны при сдаче ОРТ. Совершенных тестов, способных адекватно оценить уровень знаний испытуемого, не существует в природе. Человек, отлично владеющий предметом (особенно, если его познания выходят далеко за рамки “да — нет”), вполне может ошибиться, отвечая на некорректно сформулированный вопрос. А тот, кто понятия об этом предмете не имеет, может сдать тест на твердую пятерку исключительно методом тыка. И что? За это его считать профессионалом и сажать в директорское кресло? 21 июля полетели первые ласточки — и первые головы. Состоялся конкурс по отбору директоров Манасского интерната–лицея для одаренных детей из малообеспеченных семей и Чалдыбарской школы–интерната для детей–сирот.
    Претендентов было семь. К тестированию допущены четверо: у троих оказались не в порядке документы. По результатам теста 60–процентное пороговое тестирование преодолела только Айгуль Орозалиева, которая и назначена директором Манасского лицея. А Чалдыбарский интернат остался без руководства. А между тем, напомним, уже август!
    Заместитель министра образования Надира Джусупбекова убеждена: “Все пройдут. Этот тест именно для профессионалов. Профессионалы–директора отлично пройдут этот тест”. Откуда, интересно, у нее такая убежденность? Если “все пройдут”, в том числе и снятые, пытаясь вернуться на свою должность, тогда зачем все это устраивать?
    Разве не по состоянию школы и учебно–воспитательного процесса в ней реального, а не теоретического из теста определяется, хороший или плохой директор? Разве не с этого надо начинать проверку нужности того или иного директора?
    Руководитель авторской физико–математической школы №61 Юрий Низовский принимать участие в тестировании отказался, сочтя это унизительным. На его защиту встали родители учеников школы, собравшиеся на митинг около Минобраза и направившие письмо президенту страны. Их понять несложно: Низовский — как раз из тех директоров, чей профессионализм проверен временем. Выпускники 61–й школы стабильно показывают лучшие результаты на олимпиадах и ОРТ. Юрию Николаевичу действительно как–то не с руки кому–то доказывать свою компетентность и тягаться с теми, кто пока еще никак не проявил себя на директорском месте.
    “Ничего страшного, — считают в министерстве, — если он не пройдет тестирование. Уйдет с должности директора, станет наставником”. Как просто: избавиться от действительно выдающихся руководителей, на которых пока еще держится наша образовательная система, окончательно разрушить все, что наработано и достигнуто десятилетиями!
    Но самый главный вопрос в том, успеет ли министерское руководство провести конкурс на почти тысячу директорских мест до начала учебного года? Остался месяц, а это всего лишь 30 дней. В течение которых претенденты должны не только выиграть, но и подготовить к сентябрю доставшееся им учебное заведение.
    Ответ, кажется, заранее ясен.
    И что реформаторы из МОН будут делать, если из 966–ти к началу учебного года тестовый отбор пройдет в лучшем случае человек двадцать? Кого и по каким критериям будут в лихорадке назначать директорами? Поневоле придется кому–то избранному подправить ответы, закрыть глаза на некоторые недочеты. Тогда наверняка вспомнят и про исключения, и про детали, и про то, что “нельзя всех под одну гребенку”. И опять окажется, что перед законом все равны, но кто–то равнее.
    Не получится ли как с началом учебного года: решили перенести на 15 сентября — и точка! А теперь это решение спешно отменили. Только вот в случае с обезглавливанием школ выравнивать ситуацию и обращать ее вспять будет значительно труднее. Если вообще возможно.
Ольга НОВГОРОДЦЕВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”