Пятница, 16 сентября 2022 года. №35 (11792) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Недетский вопрос

Недетский вопрос
Как сидеть за партой втроем?
До дома оставалось несколько шагов
Девочка выпрыгнула в окно
Эра
Мне не больно, но страшно
Авто
Замена масла в двигателе: у дилера или в гараже
Чего нельзя делать с мотором и кузовом осенью
Клинический диагноз
Дефицит железа — большая опасность
Спорт-ракурс
Сразу два чемпиона мира
Феномен дружбы и спорта на лазурном побережье

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10


школьный экстрим
Как сидеть за партой втроем?
Первая четверть экстремально начавшегося учебного года стремительно набирает темп. Чего мы не имеем на сегодняшний день в наших многострадальных школах? Не имеем директоров, учителей, учебников и достаточного количества мебели, чтобы можно было рассадить в одном кабинете 45–50 учеников. Не имеем половины из обещанных школ, которые по документам проходят как сданные в эксплуатацию, а на деле существуют в лучшем случае в виде фундамента. А главное — не имеем, похоже, ни малейшего понятия, кто во всем этом виноват и что с этим делать.
    До завершения конкурса директоров еще далеко. Во многих школах (особенно на юге) соискатели директорского места еще только готовятся ко второму туру. Свое творческое задание в виде теста они будут выполнять лишь в конце сентября. Если опять не окажется достойных (или если на одно место достойных окажется несколько) — конкурс будет продолжен.
    А школы тем временем беднеют учителями. Где–то преподавателей математики, физики или химии нет уже много лет и взять их негде.
    Есть в Бишкеке школа (какая именно — пока уточнять не будем), новый директор которой начала с введения интересного правила: теперь все — от первоклассников до завучей — должны приветствовать ее стоя.
    В преддверии 1 сентября министр образования Алмазбек Бейшеналиев во всеуслышание объявлял, что все школы будут переводиться на пятидневку. На деле же получилось так, что даже те, кто был на пятидневке, с этого года вынуждены учиться и по субботам. Времени на изучение пополнившейся новыми предметами программы не хватает, негде рассаживать вновь прибывших учеников.
    Катастрофически не хватает учебников. Вот жизнь настала: адекватный родитель радуется, если его ребенку достался хоть какой–то — пусть старый–рваный, с ошибками или вообще советского выпуска — учебник. Могли не дать и такого, и тогда пришлось бы бежать в ближайшую подземку и там покупать втридорога. Откуда они там берутся?

Кстати, какие именно нужны учебники по каждому предмету — какого автора и какого года издания, — никто не знает. Стандарты, говорят в Министерстве образования, уже разработаны, но еще не утверждены.
    По учебному плану с сентября кыргызстанские школьники изучают предмет под названием “История религий”. Как изучают, если учебников по этому предмету еще нет, а во многих школах нет и преподавателей? Желающий учить детей истории религий должен быть по образованию историком или теологом. И прежде чем попасть в школу, должен, по задумке МОиН, пройти тщательную проверку ГКНБ и прочих серьезных служб.
    Переполненность классов — тема, которая с годами и новыми реформами не рассасывается, а, наоборот, усугубляется. Принимая во внимание, что чиновники от образования твердо решили переходить на двенадцатилетку, а новые школы строятся со скрипом, — эту проблему не решить никогда. С введением двенадцатилетнего срока обучения за парты сядут шестилетки. То есть учеников прибавится, как принято говорить, в разы. Тут уж не до учебы — поместиться бы втроем за одной партой!
    Те, кто имеет какое–нибудь отношение к обучению, соврать не дадут: работать и добиваться успехов в учебе можно в классе, где не больше 25–30 учеников. Если их больше (а их везде сейчас намного больше, исключая, конечно, частные заведения), задействованы в учебном процессе оказываются лишь те, кто сидит прямо перед носом учителя. Остальные — беспризорники, предоставленные сами себе. “Мне все равно, чем ты будешь с ними заниматься, — цитирует слова директора учительница одной из столичных школ. — Мне важно, чтобы дети во время урока не бегали по коридору и не мешали другим”. Что делает сорок минут учительница с шестым классом, в котором 48 учеников? Проверяет домашнее задание и объясняет новую тему? Как бы не так! Держит у двери оборону, чтобы никто из детей не вырвался в коридор...
    Родители и учителя — с кем удалось поговорить — практически единодушны: в этом учебном году школьная ситуация, и без того непростая, дошла до крайности.
    Зато на всеобщее обсуждение вынесен проект закона об образовании. Он необходим, поскольку при огромных суммах, которые ежегодно вбухиваются в образовательную систему, зарубежные исследования показывают: уровень грамотности у кыргызстанских школьников ниже низшего. То есть более восьмидесяти процентов учеников не в состоянии понять прочитанный текст, не говоря уже о том, чтобы худо–бедно разбираться в основах точных и естественных наук.
    Разработчиков нового проекта, кстати, так много, что самое время вспомнить поговорку: “У семи нянек дитя без глазу”. “Няньки” эти между собой уже успели переругаться: у Министерства образования — свое видение нужных реформ, у гражданского общества и всевозможных членов НПО, подключившихся к разработке, — иное.

Ключевое новшество, предложенное межведомственной рабочей группой, — внедрение ваучеров. Это подразумевает введение электронных сертификатов, подтверждающих следование за каждым учеником бюджетных средств. Очень интересно, но довольно фантастично для нашей системы образования. Каждый ученик якобы сможет самостоятельно выбрать школу, и за ним в эту школу якобы отправятся бюджетные деньги, необходимые для его обучения. Если не хватит — какую–то часть доплатят родители... Кто–то действительно верит, что это возможно?
    Что еще обсуждаем? Систему оценки качества, которая, по мнению разработчиков, должна быть независимой и отделена от поставщиков знаний. То есть дело учителя — давать знания, а оценивать эти знания должен какой–то независимый эксперт, которому, надо полагать, придется тоже платить зарплату.
    Так себе новшества, честно говоря. Проще, наверное, надо подходить к образовательным реформам. Все гениальное — просто. Начать с элементарного — побольше новых школ, хорошей подготовки будущих педагогов и их хорошей зарплаты.
Ольга НОВГОРОДЦЕВА.
Фото из Интернета.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”